Слайд 2
Откуда мы пришли? Кто мы?
Куда мы идём? 1897—1898
Слайд 3
Картину нужно читать справа налево — три основные
группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины
с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у её ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов».
Голубой идол на заднем плане по-видимому представляет то, что Гоген описал как «потусторонний мир».
О полноте картины он сказал следующее:
«Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».
Слайд 5
15 СИМВОЛОВ, ЗАШИФРОВАННЫХ В САМОЙ ИЗВЕСТНОЙ КАРТИНЕ ПОЛЯ
ГОГЕНА
1. Спящий ребенок символизирует человеческую душу до ее земного воплощения.
По словам искусствоведа Марины Прокофьевой, «Гоген был мистиком, увлеченным теософией, и считал, что человеческие души до нисхождения в материальный мир пребывают в младенческом блаженстве на небесах».
Слайд 7
2. Собака — символ бед, которые поджидают человека на
земле.
3. Три женщины символизируют первую стадию пребывания человеческой души в
телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию. «Эти женщины не вязнут в самокопании, не мучаются сомнениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия», — говорит Марина Прокофьева.
Слайд 8
4. Мужчина, срывающий плод с древа добра и
зла, — символ пробуждения в человеке стремления к постижению
тайн мироздания.
Как теософ, Гоген полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком-то нет.
Слайд 10
5. Фигура с рукой на голове олицетворяет вторую стадию
развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от
невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.
6. Две фигуры в красном.
«На картине Гогена, — рассказывает Марина Прокофьева, — они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать.
Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли».
Слайд 12
7. Птица — символ духовного пути, взятый Гогеном из
древнеегипетского искусства.
8. Женщина в черном символизирует душу на высшей стадии
развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. «Женщина в черном скорбна, но спокойна, — замечает Прокофьева, — поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное воздаяние — радостный покой».
Слайд 13
9. Источник — символ вечности.
10. Статуя божества олицетворяет надежду на
воскресение на небесах освобожденной души.
11. Фигура подростка символизирует зачаточный уровень
развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.
Слайд 14
12. Коза, котенок и щенок — это, по словам
Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной
природы, не знающее мук духовного поиска.
13. Обнаженная — символ чувственного наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.
Слайд 15
14. Старуха символизирует обреченность тела на смерть. «Ее не
развившаяся душа, — говорит Марина Прокофьева, — будет обречена
на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости».
15. Птица с ящерицей в когтях — это, по словам Гогена, символ неизбежности смертного часа.
Слайд 16
Название картины на французском — D’ou venons nous? Que sommes
nous? Ou allons nous? Сегодня картина находится в коллекции Музея
изящных искусств (Бостон, США).
Жизнь Гогена — это бегство. Маниакальное бегство от цивилизации. Поль родился в Париже, но до семи лет воспитывался в перуанском поместье у дяди и навсегда полюбил экзотическую природу, размеренную жизнь и простоту человеческих отношений. Франция, куда он вернулся с матерью в 1855 году, так и не стала ему домом. Поэтому художник любил путешествовать по дальним странам. А когда ему исполнилось сорок семь (в 1895 году), решил навсегда перебраться в Полинезию, на Таити, где уже бывал.
Слайд 17
Однако на этот раз жизнь на острове не
заладилась. Гоген поссорился с новой колониальной администрацией и поэтому
никак не мог устроиться на работу. Накопленные деньги быстро закончились. Оставалось только писать картины и отсылать их во Францию в надежде на продажу. Но меценаты не особо интересовались гогеновским творчеством, и художник погряз в долгах. К тому же у него начались серьезные проблемы со здоровьем: воспалились ноги, болело сердце, мучила экзема, не отпускали приступы кровохарканья. Не давали работать конъюнктивит и головокружения.
Слайд 18
«У меня нет даже куска хлеба, — писал
Поль приятелю Даниелю Монфреду осенью 1897 года, — чтобы
восстановить силы. Поддерживаю себя водой, иногда плодами гуавы и манго, которые сейчас поспели, да еще пресноводными креветками». Гогена душила депрессия, и он решил покончить жизнь самоубийством. Но перед смертью ему хотелось написать последнюю картину, которая стала бы духовным завещанием.
«Я думаю, — обращался художник к Монфреду, — что это полотно… превзойдет все предыдущие… Я вложил в него… всю свою энергию, всю страстность». К концу декабря 1897 года работа «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» была готова. А в первых числах января 1898-го Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы. Там он решил умереть.
Слайд 19
Однако художник переусердствовал — он принял слишком большую
дозу яда, которая спровоцировала безостановочную рвоту. Благодаря ей Гоген
спасся. Несостоявшийся самоубийца промучился всю ночь, но остался жив. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. Психологам известны случаи, когда неудачная попытка суицида снимала депрессию.
В 1898 году судьба сжалилась над Гогеном: картины потихоньку стали продаваться, ему удалось устроиться на работу делопроизводителем в Управление общественных работ, конъюнктивит прошел — все свободное время художник проводил за мольбертом. Начался новый этап творчества: Гоген создал цикл картин, тематически близких к «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», но в иной, солнечной палитре.
Слайд 20
ХУДОЖНИК
Поль Гоген
1848 — Родился в Париже в семье
журналиста.
1849 — Вместе с родителями уехал в Перу.
1855 —
Возвратился во Францию.
1865–1871 — Служил в военном флоте.
1871 — Стал биржевым маклером в Париже, начал заниматься живописью (пейзажи в стиле импрессионизма: «Заснеженный сад», 1879; «Яблони», 1879).
1883 — Бросил биржу ради занятия искусством