«Совет биев» как важнейший коллегиальный орган кочевой цивилизации сыграл
в укреплении казахской государственности существенную роль, отражая чаяния и нужды народа, добиваясь во внутренней и внешней политике позитивных результатов. «Совет биев» собирался в городах Туркестан и Ангрен вблизи реки Сырдарьи или в местности Битюбе и Мартюбе, что в районе древнего Сайрама. Рычков Н. писал: «Правительство в тех ордах по большей части походит на демократическое, ибо кто в каком роде старее... того и почитают».
«Совет биев», бии родов, племен рассматривали случаи» когда конфликтные ситуации в силу особой сложности и психологической взрывной опасности могли перерасти в межродовые, межплеменные столкновения, чреватые появлением кровной вражды, переходящей из поколения в поколение.
В годы джунгарского нашествия «Совет биев» назначали самых смелых и отважных батыров командующими военными подразделениями. «Совет биев» включал в свой состав таких выдающихся личностей, как Толе, Казыбек, Айтеке, досай, Едиге, Сырымбет, Кабек, Даба, Есейхан, Жалган, Байдалы... Авторитет этого органа был настолько высок, что даже сам Тауке хан без согласия «Совете биев»,без его утверждения, не мог разрешить государственной важности вопросы.
Функций биев
1. Возведение в звание бия не обуславливалось у киргиз каким – либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия , нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность.
2. Закон родового быта, по которому члены одного рода считались как бы членами одного семейства, был причиною того, что бий – однородец в процессе своего родича с членами другого рода мог быть только адвокатом у своего однородца, но не судьей.
3. Был обычай платить за решение дела бийлык.
4. Бии могли принимать к своему производству и решению дела не иначе, как по просьбе тяжущихся.
5. Когда не было против обвиняемого прямых улик, но имелось только сильное подозрение, то бии прибегали к посредничеству честных родовичей, которые присягой обвиняли или оправдывали подсудимого.
6. Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер.