Слайд 2
Царская кровь. Как погиб последний герой из рода
Романовых
Слайд 3
Олег Константинович Романов родился 15 ноября 1892 года
в Петербурге, во Мраморном дворце. Отцом его был великий
князь Константин Константинович, матерью — Елизавета Августа Мария Агнесса, вторая дочь Морица Саксен-Альтенбургского, в России известная как великая княгиня Елизавета Маврикиевна.
Слайд 4
Великий князь Константин Константинович, как и все Романовы,
состоял на военной службе и даже отличился во время
русско-турецкой войны 1877–1878 годов, однако призвание имел совершенно другое. Внук императора Николая I был увлечён литературой, писал стихи под псевдонимом «К. Р.», сочинял пьесы. В качестве президента Императорской академии наук инициировал учреждение при Отделении русского языка и словесности Разряда изящной словесности, по которому в почётные академики избирались известные писатели. Именно великий князь Константин Константинович возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения Пушкина.
Слайд 5
Семья Великого князя Константина Константиновича Романова. 1910 год
Слайд 6
Олег Константинович тоже с юных лет тянулся к
литературе, а сочинительством занялся в 9 лет, аккуратно ведя
дневниковые записи.
Первая запись в записной книжке выглядела так:
Я большой и потому имею мужество. Я тут отмечаю, сколько грехов я сделал за весь день… Отмечаю тут неправду точками, а когда нет неправды, отмечаю крестиками.
Записи в книжке велись в течение примерно двух лет. В книге «Князь Олег», выпущенной вскоре после его гибели, говорится, что
кроме указанных символических значков, никаких записей, однако, в этой книжке нет, но, судя по количеству точек, можно думать, что Князь Олег внимательно следил за собой и, вероятно, сурово оценивал свои маленькие детские провинности.
Слайд 7
Кумиром юного правнука Николая I стал не царственный
предок, не великий полководец, а Александр Сергеевич Пушкин. За
свою недолгую жизнь князь Олег Константинович успел немало сделать на ниве пушкинистики, в частности, выступил организатором издания многотомного факсимильного издания рукописей Пушкина. Правда, при жизни князя свет увидел только первый том.
По словам пушкиниста П. Е. Щеголева,
для князя издание рукописей Пушкина является молитвенной данью культу Пушкина… На редкость тщательно выполненное издание потребовало от издателя самого напряженного и пристального внимания: с величайшей заботливостью он следил за неуклонной верностью воспроизведений подлинникам. Казалось бы, цинкографическое воспроизведение рукописей не требует особенного присмотра в силу своего автоматизма, но Князь Олег Константинович правил корректуры оттисков с клише и внёс немало поправок: оказалось, фотография не везде принимала точки и чёрточки пожелтевших от времени рукописей, — и Князь с изощрённым вниманием отмечал эти отступления.
Слайд 8
Начальное образование князь получал дома, не только из-за
семейных традиций, но и ввиду довольно слабого здоровья. В
1903 году он поступил в Полоцкий кадетский корпус, но числился там лишь формально, занимаясь с учителями на дому.
Про таких, как князь Олег, сейчас принято говорить — «ярко выраженный гуманитарий». Литература, история, музыка, живопись — вот что более всего интересовало его в жизни. Рассказы, очерки, пьесы, даже поэмы — молодой человек активно пробовал себя в творчестве, но считал свои опыты довольно незрелыми, и многое из созданного им нашли уже после его смерти, разбирая бумаги.
Слайд 9
В 1910 году, после путешествия, во время которого он посетил Константинополь, князь
Олег написал стихотворение:
Остатки грозной Византии,
Постройки древних христиан,
Где пали гордые
витии,
Где мудрый жил Юстиниан —
Вы здесь, свидетели былого,
Стоите в грозной тишине
И точно хмуритесь сурово
На дряхлой греческой стене…
Воспряньте, греки и славяне!
Святыню вырвем у врагов,
И пусть царьградские христиане,
Разбив языческих богов,
Поднимут Крест Святой Софии,
И слава древней Византии
Да устрашит еретиков.
Романтичная и творческая натура, князь Олег мечтал о возрождении колыбели православия, Византии, под властью русских царей.
Слайд 10
То, что для более старших Романовых было геополитическими
планами, для Олега Константиновича было трепетной мечтой. Возможно, именно
она заставляла его с началом Первой мировой войны рваться на фронт. А может, как и отец, несмотря на все свои мирные увлечения, князь Олег считал своим долгом послужить Родине на поле боя.
Как бы то ни было, но произведённый в 1913 году в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка Олег Константинович Романов с первых дней войны оказался на Северо-Западном фронте.
1913 год
Слайд 11
Командиры, помня, что перед ними представитель царской фамилии,
пытались уберечь его от опасности, предлагали должность при штабе,
но князь Олег рвался в бой. Рвение князя беспокоило опытных офицеров, и тревоги эти оказались не напрасными.
27 сентября 1914 года у деревни Пильвишки близ города Владиславова (территория современной Литвы) кавалерийская застава лейб-гвардии Гусарского полка наткнулась на германский конный отряд. Командир взвода Олег Романов повёл своих подчинённых в атаку. Согласно донесению, он первым вступил в схватку с противником.
Столкновение закончилось победой россиян — немцы были частично уничтожены, а частично взяты в плен. Бой уже подходил к концу, когда одному из немцев удалось выстрелом ранить князя Олега.
На следующий день раненого доставили в госпиталь в Вильно, где провели операцию, но состояние князя оставалось крайне тяжёлым. За мужество и храбрость Олег Константинович Романов был награждён орденом Святого Георгия IV степени.
Слайд 12
А вот как описывает подвиг князя генерал А.И.Спиридович:
«Кровная кобыла Диана занесла Князя далеко вперед. И, когда
победа была уже достигнута, когда часть немцев была уже перебита, а часть сдалась, один из раненых немецких кавалеристов, лежа, прицелился в Князя. Раздался выстрел, Князь свалился тяжело раненый. Раненого на арбе перевезли в Пильвишки, где он причастился <…>
Слайд 13
Даже раненый князь оставался верен себе, думая о
высоких материях. Узнав о награждении, он сказал: «Я так
счастлив, так счастлив! Пролитая кровь Царского дома поднимет дух войск».
Олегу Константиновичу становилось хуже. В Вильно срочно прибыли его мать и отец. Великий князь Константин Константинович лично приколол к рубашке сына награду. Это стало последней радостью в жизни молодого князя. Через несколько часов 29 сентября 1914 года Олег Константинович Романов скончался.
3 октября 1914 года князя Олега похоронили в подмосковном имении отца, великого князя Константина Константиновича, где молодой герой очень любил проводить время.
Отца сломила потеря любимого сына. Он умер в 1915 году, став последним из Романовых, кто скончался и был похоронен на Родине до революции.
Слайд 14
Олег Константинович не успел обзавестись семьёй. Незадолго до
начала Первой мировой войны был помолвлен с княжной императорской
крови Надеждой Петровной, дочерью великого князя Петра Николаевича. Но его ранняя гибель разрушила эти планы. В 1917 году Надежда Петровна вышла замуж за князя Николая Владимировича Орлова.
Слайд 15
«Свято памятуя слова Высочайшего манифеста «с жезлом в
руках, с крестом в сердце», доблестно разделил почивший герой
великую судьбу своих боевых сподвижников, отдавших жизнь за Царя и Родину. Перед лицом Вседержителя в искупительном жертвенном сосуде слилась кровь потомка Царской семьи и неведомого пахаря, и воедино слились молитвы за них всей России перед Престолом Всевышнего. Русское воинство в безмолвном восхищении склонилось перед памятью героя, русские матери благоговейно склонились перед Августейшими родителями почившего, пославшими на бранное поле всех своих пятерых сыновей, отдавшими на защиту Родины все самое дорогое в жизни», говорилось в одном из некрологов, посвященных Великому князю Олегу.
Вся Россия молилась об упокоении души героя-князя. 1 октября 1914 г. архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин), будущий св. Патриарх Тихон, в присутствии родственников князя Олега отслужил в Свято-Михайловском храме панихиду по погибшему герою. Спустя три года в г. Алапаевске от рук большевиков погибнут три брата князя Олега – Иоанн, Игорь и Константин.
Слайд 16
Император Николай II принял решение увековечить память геройски
погибшего родственника. В честь него была учреждена медаль для
учеников Александровского лицея, Виленское реальное училище получило его имя, 1-я рота Полоцкого кадетского корпуса стала именоваться «ротой Его Высочества Князя Олега Константиновича».
Но всё это оказалось тщетным. Ветер перемен, надвигавшийся на Россию, спустя несколько лет не оставил в России ни этих памятных названий, ни самого Николая II. Имение Осташево и усыпальница павшего героя пришли в запустение.
Слайд 17
Россия не вошла в Константинополь, как мечтал молодой князь. Пролитой
им крови не хватило для того, чтобы укрепить дух русских солдат
в войне, смысл которой они очень скоро перестали понимать.
Олег Константинович Романов остался одним из десятков тысяч забытых героев этой войны. Много лет спустя советский поэт Александр Твардовский напишет пронзительные стихи, посвящённые совсем другой войне, но словно сказанные о князе Олеге:
Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.