Слайд 2
Цензура
Цензура (от лат. censeo - оценивать, высказывать мнение)
- государственный надзор за издательской деятельностью, средствами массовой информации,
литературным процессом и искусством.
Слайд 3
Централизация контроля
По мнению историков, важную роль в становлении
советской цензуры сыграл период 1919-1921 годов, когда была предпринята первая
попытка централизации контроля. Для этого путем слияния издательских отделов ВЦИК, Московского и Петроградского советов и ряда других было создано "Государственное издательство РСФСР" (Госиздат, ГИЗ), при котором имелось особое подразделение - политотдел, осуществлявший политическую цензуру. Работой цензурных инстанций руководил Агитпроп ЦК РКП(б), определявший общее направление их деятельности.
Слайд 4
Решение
Решение Политбюро ЦК РКП(б) от 18 ноября 1921
года обязывало политотдел ГИЗ "... не допускать изданий явно
реакционных направлений, к каковым причисляются книги религиозные, мистические, антинаучные, политически враждебные и т.п.". Среди отвергнутых были произведения Марины Цветаевой, Ильи Эренбурга, Анны Ахматовой и др.
Слайд 5
Создан Главлит
6 июня 1922 года Декретом Совета народных
комиссаров было создано Главное управление по делам литературы и
издательств (Главлит), отвечавшее за политику государства в отношении цензуры. На него возлагался "предварительный просмотр всех предназначенных к опубликованию произведений, нот, карт и т.д., а также составление списков произведений печати, запрещенных к опубликованию".
Слайд 6
Деятельность Главлита
Кроме запрещения изданий, Главлит прибегал к таким
цензурным вмешательствам, как
исправления рукописей,
вычеркивания,
требования марксистских предисловий
(это касалось и классиков России, и мировой литературы).
Слайд 7
Запрет
К ввозу в СССР не допускались "все произведения,
носящие определенно враждебный характер к советской власти и коммунизму;
произведения, проводящие чуждую и враждебную пролетариату идеологию; литература, враждебная марксизму; книги идеалистического направления; детская литература, содержащая элементы буржуазной морали с восхвалением старых бытовых условий; произведения авторов-контрреволюционеров; произведения писателей, погибших в борьбе с советской властью; русская литература, выпущенная религиозными обществами, независимо от содержания". Особое внимание Главлита внутри страны привлекали Булгаков, Бабель, Пильняк, Замятин, Федин, Зощенко, Мережковский, Лесков, Коллинз, Конан-Дойль.
Слайд 8
Запрещенные детск. произведения
Среди детских произведений, запрещенных к издательству,
- "Конек-Горбунок" Ершова, "Муха-Цокотуха" Чуковского, "Сказки" Мамина-Сибиряка, в которых,
"проглядывает архимелкособственническая идеология и многое будет чуждо современному ребенку".
Слайд 9
«Освобожденные» от цензуры
Положение о Главлите освобождало от цензуры
издания Коминтерна, всю партийную печать, издания Госиздата, Главполитпросвета, Известия
ВЦИК, научные труды Академии наук. Однако уже в 1931 году все "освобожденные" издания должны были проходить предварительный контроль Главлита в целях обеспечения сохранности государственных тайн, а значит, на всех без исключения произведениях печати, издаваемых в РСФСР, должна была присутствовать разрешительная виза Главлита.
Слайд 10
Создание Реперткома
9 февраля 1923 года при Главлите был
создан Репертком - Комитет по контролю за репертуаром и
зрелищами. На него возлагалось "разрешение к постановке драматических, музыкальных и кинематографических произведений", а также запрещение и приостановка таковых (совместно с ОГПУ). Но и разрешенные произведения приходилось корректировать. Так, из оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова следовало устранить "излишества по части славления царя", из "Русалки" Даргомыжского - заключительный "апофеоз", а из "Евгения Онегина" Чайковского - "фальшивый эпизод крепостной идиллии".
Слайд 11
Деятельность Главреперткома
Помимо драматического репертуара, Главрепертком с течением времени
стал контролировать любые публичные зрелища и выступления, начиная с
лекций, докладов и заканчивая эстрадными и даже музыкально-танцевальными вечерами. В конце 1920-х - начале 1930-х годов им был подготовлен трехтомный "Репертуарный указатель", регламентирующий исполнение пьес и других произведений в зависимости от "подготовки аудитории". В первый том вошел музыкальный репертуар, во второй - драматический, в третий - кинематографический. Это был последний случай открытой публикации цензурных материалов. В дальнейшем все они непременно засекречивались и рассылались с грифом "секретно" по всем подчинявшимся Главлиту инстанциям.
Слайд 12
Новые функции Главлита
На Главлит возлагались все новые и
новые функции. Так, в июне 1924 года было установлено,
что всякие изменения в личном составе ответственных редакторов и редколлегий должны предварительно согласовываться с Главлитом. В 1930 году Главлит указал, что без его "предварительного согласия не могут открываться новые краевые, областные и окружные печатные органы".
Слайд 13
Запрет на изготовление значков
Начиная с 1933 года, без
его предварительного разрешения категорически воспрещалось изготовление "значков, жетонов, эмблем,
нарукавных повязок с рисунками и текстом, политической скульптуры, изображающей политических деятелей, а также лозунгов и политических рисунков на фарфоре, стекле, текстиле и пр.".
Слайд 14
Контроль над библиотеками
Библиотеки для осуществления над ними контроля
были переданы Главполитпросвету, координационному центру политико-воспитательной работы.
В 1923 году
была разработана "Инструкция о пересмотре книжного состава библиотек к изъятию контрреволюционной и антихудожественной литературы".