Слайд 2
Проверочная работа № 1
1 вариант Периодизация и основы
культуры и литературы Средневековья
2 вариант Термин Возрождение, основные характеристики
литературы и культуры.
Тест
Слайд 3
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Милан. Амвросианская базилика (Basilica di Sant’Ambrogio,
Сант-Амброджо) 379—386 гг. -------1099 г.
Мила́нский собо́р
Аббатство Сен-Дени
(итал. Duomo di Milano) (фр. Abbaye de Saint-Denis)
1386 г1386 г. - XIX в. 1137—1144 гг.
Слайд 4
Латинская литература Средневековья
ДИДАКТИКА И АЛЛЕГОРИЯ
ученую поэзию VIII-X
вв. (Алкуин);
поэзию вагантов (нищих студентов; опубл. в XIII
в. в Германии);
«деяния» – назидательные рассказы на примерах римской истории («Римские деяния» опубл. в XIV в. в Англии) и хроники северных народов («Сага о Гамлете» из «Деяний датчан» Саксона Грамматика XII в.);
«видения», связаные с канонической и апокрифической литературой («Видения Тнугдала» XII в.);
«притчи» по образцу евангельских, которые позже приближаются к фаблио и шванкам
Слайд 5
автобиография - апология - исповедь
Автобиография – описание автором
собственной жизни (детство, родители, учителя, друзья, любовь, семья, деяния
и т.п.).
В античности автобиография часто выступала в жанре апологии – публичной защитительной речи (например, «Апология» Апулея).
Августин элементы автобиографии вносит в созданный им принципиально новый жанр, отражающий христианское мировосприятие, – исповедь, который предполагает не защиту, а покаяние.
До XIII в. исповедь, как и апология, носила публичный характер, поэтому «”Исповедь” блаженного Августина нельзя читать “про себя”, а нужно декламировать вслух.
М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе
Слайд 6
Духовная литература на латыни
«Исповедь» Августина
«История моих бедствий» Абеляра
(IV-V вв.)
(XI-XII вв.)
Жан Виньо, «Каноник Фульбер
застает врасплох Абеляра и Элоизу»
Фреска капеллы Санкта-Санкторум Караваджо Святой Иероним XVI
в Латерано. VI в
Св.Августин
Слайд 7
Апулей - Августин
Августин (Блаженный) Аврелий (354-430) – родился
в г.Тагаста (Северная Африка), учился в Мадавре и Карфагене.
Эпитет «золотой» (осел) в названии «Метаморфоз» язычника Апулея, который родился в Мадавре, обнаруживают впервые у «отца христианской церкви» Августина.
Внимательное прочтение «Метаморфоз» и «Апологии» Апулея очевидно в «Исповеди» Августина.
При принципиальном различии мировоззренческих установок двух «африканцев» сближает то, что оба они – ученые, оба пострадали из-за греха похоти, оба прошли обряд посвящения.
Окончательное посвящение Августина произошло в Милане под влиянием Амвросия Медиоланского.
Слайд 8
Амвро́сий Медиола́нский (лат. Sanctus Ambrosius; ок. 340; ок. 340 —
4 апреля; ок. 340 — 4 апреля 397; ок. 340 —
4 апреля 397) — миланский; ок. 340 — 4 апреля 397) — миланский епископ; ок. 340 — 4 апреля 397) — миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из четырёх великих латинских учителей церкви; ок. 340 — 4 апреля 397) — миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из четырёх великих латинских учителей церкви, он обратил в христианство и крестил блаженного Августина.
Слайд 9
В «Исповеди» можно обнаружить последовательное изложение истории жизни
автора, но не столько внешней, сколько внутренней, т.е. перед
нами духовная автобиография
«Ты же, Господи <…> повернул меня лицом ко мне самому: заставил сойти с того места за спиной, где я устроился, не желая всматриваться в себя <…> И вот пришел день, когда я встал обнаженным перед самим собой, и совесть моя завопила <…> как смерти боялась она, что ее вытянут из русла привычной жизни, в которой она зачахла до смерти»
Слайд 10
Раздвоение на «я» и «моя душа», которое Августин
называет «великим спором во внутреннем дому моем», свидетельствует о
внутреннем конфликте личности
Личность – это «мысленные (также психологические и т.д.) ножницы между тем, каким человек видит себя “в трезвом, неподкупном свете дня” и каким он хотел бы себя видеть <…> несовпадение с собой эмпирического индивида, оценка им себя с точки зрения возможного или должного, сомнение в себе и пр.
В.С.Библер
Слайд 11
сакральное или эстетическое
«личный смысл пережигает себя, ищет укрытия
в сакральном» (Л.М.Баткин)
не может полностью «раствориться в Боге»: «Легко
человеку, если он полон Тобой; я не полон тобой и потому в тягость себе» (Августин)
Слайд 12
личностное отражение философского конфликта между знанием (античный рационализм)
и верой (христианский мистицизм) на границе культур
«…надо ли сначала
познать тебя или воззвать к тебе»
Слайд 13
Число (фундаментальный принцип, лежащий в основе мира вещей)
уже в древнем мире осмыслялось символически.
«Исповедь» Августина состоит из
13 глав, число которых можно аллегорически интерпретировать как Христос и 12 апостолов, или как 10+3.
Троица – основной творческий принцип единого Бога: Отец, Сын, Святой Дух.
Когда герой достигает «возраста Христа» (33 года), умирает его мать (на 9 день), чему посвящена 9 гл. (3х3=9).
10 чел. собираются в общину, 10 гл. посвящена памяти и покаянию, а 3 последние – толкованию первой книги Бытия – о Творении, которое связывается с проблемой времени.
Слайд 14
ВЕЧНОСТЬ – ВРЕМЯ
Бог – человек
Бог – это
вечность. Творя мир, он создает его измерение – время.
Время жизни дано человеку, чтобы он осознал и искупил первородный грех (сравните: время – бремя).
Попытка осмыслить время «снаружи» и «изнутри» приводит Августина к гениальным выводам, предвосхищающим открытия А.Бергсона и М.Пруста. СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ
Прошлое и будущее существуют и осознаются только через настоящее: собственно настоящее – это созерцание, настоящее прошлого – воспоминание, настоящее будущего – надежда.
Кроме содержательной наполненности времени, Августин осмысляет его изменение: настоящее постепенно переплавляет будущее в прошлое (уменьшается будущее – растет прошлое; исчезнет совсем будущее – и все становится прошлым). Автор размышляет: «…время есть не что иное, как растяжение, но чего? Не знаю; может быть, самой души»
Слайд 15
Пьер Абеляр (1079-1142) – франц. ученый-богослов «История моих
бедствий» (1132-1134)
предвосхищает ренессансные автобиографии
в форме утешения друга
слово «утешение» («Параклет») становится названием обители, которую основал Абеляр
апология
исповедь
Слайд 16
ГЕРОЙ И СЮЖЕТ
история любви и оскопления (очищение любви
через наказание греха похоти)
написание и сожжение трактата о
Троице (грех гордыни, тщеславия и честолюбия, искупаемый служением бедным, следовательно – Богу)
Слайд 21
Alexander Pope
Элоиза Абеляру (1717)
Перевод Д. Веденяпина
http://www.liveinternet.ru/community/2947964/post128829351
Слайд 23
Сентиментализм Романтизм Модерн
Слайд 31
Augustine at the school of TaghasteAugustine at the
school of Taghaste by Benozzo Gozzoli
Слайд 32
Боттичелли. Видение святого Августина (ок. 1488, Флоренция, Галерея Уффици)
т
Слайд 33
Боттичелли. Святой Августин в своей келье: Пределла алтаря
Сан-Марко (ок. 1490-1492, Флоренция, Галерея Уффици)
Слайд 34
Боттичелли. Святой Августин в келье
(ок. 1480, Флоренция,
церковь Оньисанти)
(ок. 1490-1494, Флоренция, Галерея Уффици)
Слайд 35
Augustine of Hippo
Portrait by Philippe de Champaigne,
17th century.
Слайд 36
Боргоньоне Амброджио (ок. 1453-1523)
Босси Габриеле (Милан, Базилика Сан-Лоренцо)
Бернини Джанлоренцо (1657-1666, Ватикан, Собор св. Петра)
б
Слайд 37
Tiffany Window of St Augustine - Lightner Museum.jpg
б
Слайд 39
Боттичини Франческо (1446-1497)
Святая Моника и святой Августин (Флоренция,
Галерея Академии)
"St Augustine and Monica"St Augustine and Monica" (1846),
by Ary Scheffer.
Слайд 40
http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbr_pinacoteca_artists_b.htm#Bernini_Gian_Lorenzo
Философская пинакотека
Философия и философы в изобразительном искусстве
Слайд 41
Амвросианская базилика (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо) — базилика)
— базилика, построенная в 379—386 гг. св. Амвросием Медиоланским)
— базилика, построенная в 379—386 гг. св. Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников) — базилика, построенная в 379—386 гг. св. Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников в Милане.
Слайд 42
Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano)
— кафедральный собор
— кафедральный собор в Милане.
Построен в стиле
пламенеющей готики
из белого мрамора.
Строительство начато
в 1386 году, однако
завершилось оно лишь
в начале XIX века, когда
по распоряжению Наполеона
закончено оформление фасада.
Некоторые детали, однако,
доделывались и позже:
вплоть до 1965 года.
Слайд 43
Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское) — бенедиктинское аббатство) —
бенедиктинское аббатство в Сен-Дени) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном
пригороде Парижа) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции.
В I веке римское поселение Каттуллиак.
Сюда, с отрубленной головой
в руках, пришёл первый епископ Парижа
святой Дионисий Парижский (отождествл.
с Дионисием Ареопагитом).
В 475В 475 г., с благословения святой Женевьевы,
над гробницейнад гробницей святого построили базилику.
При короле Дагобере I основан монастырь
бенедиктинцевбенедиктинцев, и в 630 г. базилика была
перестроена как главный храм монастыря.
Наибольший расцвет аббатства во времена
аббатааббата Сугерия, в 1137—1144 гг.
была построена монастырская церковь —
первое сооружение в готическом стиле.
В XIII в. Людовик IX Святой перенес
в базилику прах своих предшественников
и церковь стала усыпальницей
французских королей.
Слайд 44
Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus
Abaelardus; 1079; 1079, Ле-Пале, близ Нанта; 1079, Ле-Пале, близ
Нанта — 21 апреля; 1079, Ле-Пале, близ Нанта — 21 апреля 1142; 1079, Ле-Пале, близ Нанта — 21 апреля 1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия)
— французский философ (схоласт— французский философ (схоласт), теолог и поэт, неоднократно осуждавшийся католической церковью— французский философ (схоласт), теолог и поэт, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.
Жан Виньо, «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу»