Слайд 2
В О П Р О С Ы :
Введение
в историю мировых цивилизаций как учебная дисциплина
Цивилизация: термин, понятие,
явление
Основные цивилизационные концепции
Слайд 3
Ерасов Борис Сергеевич
(1932―2001)
Слайд 4
Цивилизация (от лат. civilis — «гражданский», «государственный») — термин, впервые введенный
в употребление Виктором де Мирабо в работе «Друг людей»
(1756).
Первоначально употреблялся французскими просветителями для обозначения гражданского общества, которому присущи свобода, справедливость, правовой строй.
Слайд 5
Мирабо, автор термина, писал:
«Если бы я спросил
у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы:
цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».
Слайд 6
В дальнейшем содержание понятия "цивилизация" изменилось, в настоящее
время данный термин часто обозначает этап развития общества, которому
присущ определенный, достаточно высокий уровень духовно-культурных и технологических достижений, прогресс в искусствах и науках, интенсивное использование письменности, появление и развитие комплекса политических и социальных институтов.
Слайд 7
Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой
исторической судьбой, единой духовной и материальной культурой, дающей людям
сознание принадлежности к сообществу.
Цивилизации создаются народами или группами народов, близких по языку, традиционной культуре и территории.
Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.
Слайд 8
В ЦЕНТРЕ
ЦИВИЛИЗАЦИИ ―
человек
как
деятельная личность
Слайд 9
История мировых цивилизаций ― важнейшее направление современных гуманитарных
исследований
Слайд 10
ДВА ПОДХОДА К
ОСМЫСЛЕНИЮ ИСТОРИИ:
Всемирно-исторический подход: понимание цивилизации как
этапа в развитии человеческого общества
Локально-исторический подход: понимание цивилизации как
локального этно-культурного и природно-географического феномена
Слайд 11
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Льюис МОРГАН
(1818—1881)
американский
антрополог
Слайд 12
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Фридрих ЭНГЕЛЬС (1820—1895)
Немецкий социолог и публицист
Слайд 13
Иоганн Готтфрид
ГЕРДЕР
(1744―1803)
немецкий ученый-просветитель, историк культуры
Слайд 14
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Николай
Яковлевич
ДАНИЛЕВСКИЙ
(1822—1885)
русский
историк
и мыслитель
Слайд 15
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Освальд
ШПЕНГЛЕР
(1880—1936)
немецкий
философ
и культуролог
Слайд 16
Шпенглер отказывается от деления мировой истории на Древний
Мир, Средние Века и Новое время.
Схема прямолинейного развития человечества,
как и идея об исключительности европейской культуры (европоцентризм), отвергнуты.
Каждая культура – исторически уникальный организм, обособленный от других.
Слайд 17
Всего в прошлом и настоящем Шпенглер насчитывал восемь
культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую),
фаустовскую (западноевропейскую) и культуру майя.
Девятая – культура будущего, русско-сибирская.
Каждая культура проходит свой цикл развития, заканчивающийся гибелью данной культуры
Слайд 18
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Николай
Александрович
БЕРДЯЕВ
(1874—1948)
русский философ
и религиозный
мыслитель
Слайд 19
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Питирим
Александрович
СОРОКИН
(1889—1968)
русско-
американский
социолог
Слайд 20
Карл Теодор ЯСПЕРС
(1883―1969), философ, психиатр
Слайд 21
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Арнольд
ТОЙНБИ
(1889—1975)
английский
историк
и мыслитель
Слайд 22
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Сэмюэль
ХАНТИНГТОН
(1927—2008)
американский
политолог
и футуролог
Слайд 23
Григорий
Соломонович
ПОМЕРАНЦ
(1918―2013),
мыслитель