Слайд 2
Варны и касты
Исторически индийское общество разделено на социальные
слои – варны (их четыре) и касты (подслои), которых
значительно больше.
Варновая (кастовая) принадлежность человека определяется его рождением в той или иной варне. Принцип разделения на варны оглашен в «Законах Ману».
Слайд 3
Варны
Брахманы
Кшатрии
Вайшью
Шудры
Слайд 4
Варны
По преданию, варны были созданы Брамой из его
частей тела:
Брахманы – из уст;
Кшатрии – из рук;
Вайшью –
из бёдер;
Шудры – из стоп.
Брахманы - это ученые, подвижники, жрецы.
Кшатрии - воины, управляющие, цари.
Вайшью - ремесленники, торговцы, земледельцы.
Шудры – слуги, рабы.
Слайд 5
«Законы Ману»
"А для сохранения всей этой вселенной он,
пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней
установил особые занятия. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьев. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением" ( I.87-91; см.: VIII.410,413-414; IХ.326-335; Х.74-123; ХI.236).
Слайд 6
Варны и касты
"Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения
ограничительных правил и особенности посвящения брахман — владыка варн"
(Х.3)
Жену следует брать только той же варны (III.4,12; VII.77) и касты (IХ.86; Х.5).
Слайд 7
Варны и касты
Жениха ("из хорошей семьи") отец выбирает
еще до совершеннолетия своей дочери (IХ.88), но если такого
не находится, то "девушке, даже совершеннолетней, лучше оставаться в доме отца до самой смерти, чем быть отданной им когда-нибудь в жены человеку, лишенному хороших качеств" (IХ.89), т.е. не "равного себе" (IХ.90).
"Низший, соединившийся с высшей, заслуживает телесного наказания" (VIII.366): шудра — вплоть до смертной казни, вайшья — заточения на год с конфискацией имущества, кшатрии и брахманы — денежного штрафа (VIII.374-385).
Слайд 8
Вне варны
Но ниже всех варн были Парии –
неприкасаемые. По преданию, они были созданы Брамой из грязи.
Парии селились за пределами города или деревни, выполняли самую грязную и тяжелую работу. К ним нельзя было прикасаться и разговаривать с ними. Даже приходя уборщиком в индийский дом, пария должен был делать свою работу так, чтобы никому не попадаться на глаза.
Слайд 9
Варны и касты
Главное устремление на стадии шудры -
КАМА. Это удовольствия, приятные переживания, доставляемые органами чувств.
Для вайшью
основной жизненный стимул - АРТХА, или стремление к богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут жертвовать чувственными удовольствиями.
Для кшатрия главное - ДХАРМА, выполнение долга. При этом у царей существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов - другие.
Наконец, смысл жизни брахманов - МОКША, или освобождение.