Слайд 2
«Слушать тишину» …
Дольше всех жил и работал
в Удомле Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля . Он приехал в Удомлю
в 1901 году, приглашенный Николаем Ильичом Колокольцовым, владельцем имения Ворониха на берегу озера Кезадра. Сначала художник жил в Воронихе, потом в Островне, Сигове, Гарусове. В 1912 году на высоком берегу Удомельского озера он построил дачу «Чайка», где прожил более четырех десятилетий.
Слайд 3
Необыкновенно чуткий, Левитан первый почувствовал в этюдах Бялыницкого-Бирули
умение молодого художника не только вглядываться в природу, но
и прислушиваться к ней. Отсюда ли пошло любимое выражение Бялыницкого-Бирули: «Слушать тишину»? И он умел ее слушать и передавать это ощущение тишины в своих произведениях.
В. К. Бялыницкий-Бируля. Осенний ветер. 1902 г.
Слайд 4
«Чайка» стала своеобразным культурным центром, куда тянулись «на
огонек» художники, музыканты, артисты. Радушные хозяева всегда приветливо встречали
своих гостей. Все знавшие Витольда Каэтановича искренно его любили, любили местные крестьяне, любили и люди искусства. Нередко за его столом в «Чайке» собирались художники, артисты, музыканты и местные жители — крестьяне, рыбаки, охотники.
Слайд 5
Бялыницкий-Бируля отдал дань многим увлечениям, среди которых одно
из первых мест занимала охота. Но самым первым, самым
главным увлечением в жизни Бялыницкого-Бирули была живопись. Он любил и умел работать. Умел «слушать тишину», наблюдая тонкие, едва уловимые состояния природы. Умел передавать их на холсте с удивительным живописным мастерством.
В. К. Бялыницкий-Бируля. На току.
В. К. Бялыницкий-Бируля. Вешние воды.
Слайд 6
На удомельской земле Бялыницкий-Бируля написал огромное количество работ,
которые впоследствии рассеялись как по музеям, так и по
частным собраниям. В нашей стране нет почти ни одного художественного музея, где не было бы работ Бялыницкого-Бирули. Любимыми временами года Бялыницкого-Бирули были весна, осень, зима, они и нашли свое воплощение в его многочисленных работах. Летние сюжеты у него встречаются редко, да и то в них, как правило, изображены хмурые, пасмурные дни.
Слайд 7
Пожалуй, нет художников, равных Бялыницкому-Бируле по умению почувствовать
и передать красоту этих переменчивых состояний природы. Он любил
неоднократно возвращаться к понравившемуся ему мотиву.
В. К. Бялыницкий-Бируля. Голубая часовня.
Слайд 8
Каждая его картина несет в себе свое особое
настроение, пронизанное тишиной. У Бялыницкого-Бирули нет картин «шумных», бурных,
напряженных по внутреннему действию. Творчество Бялыницкого-Бирули сложилось рано и мало менялось в течение всей его долгой творческой жизни. Одна из ранних его картин — «Зима».
Мягкий пушистый снег запорошил землю, тонкие, хрупкие, будто дрожащие от холода, березки, зеленые ели в глубине, разъезженная темная дорога, ведущая к утонувшей в снегах деревеньке, хмурое бессолнечное небо — все написано широко, свободно, с большой любовью к этой неброской, но вошедшей в сердце художника природе.
Слайд 9
Неутомимый охотник бродит по лесам и полям, наблюдает,
слушает... А потом — с мольбертом и кистями стремится
уловить на холсте то звенящую морозную тишину, то умиротворенный осенний покой полей, то удивительную гармонию в сочетании старой архитектуры с окружающим ее пейзажем. «Церковь на Удомельском озере» -это суровый и холодный пейзаж. Художник сумел придать величественность зданию церкви, которая четко рисуется на фоне серого облачного неба. Вокруг церкви редкие тонкие березки с трепещущими кое-где последними желтыми листьями. Перед ней — покосившиеся кресты убогого деревенского кладбища. Пусто, одиноко.
Слайд 10
Имение Ушаковых Островно не раз изображалось художниками. Серый
дом с шестью белыми колоннами по фасаду, небольшая открытая
терраса, в мягких вечерних сумерках уже засветились окна. Дом служит как бы фоном, на котором изображена большая круглая клумба с высокими раскидистыми стеблями голубых и сине-лиловых дельфиниумов. Удивительно тонко и гармонично передано сочетание серых, голубых и синих тонов, создающих ощущение тихих летних сумерек.
В. К. Бялыницкий-Бируля. Дом с клумбой перед ним.
Слайд 11
В трудные первые годы Советской власти молодая Советская
Республика принимала все меры, чтобы искусство стало достоянием народа,
чтобы художники могли отдать этому делу все свои силы. Отдел Изобразительных Искусств, просит тов. Бялыницкому-Бируля оказывать возможное содействие как в производстве художественных работ, так и в школьных занятиях». Бялыницкий-Бируля в 1918 году обучал рисованию крестьянских детей. Бялыницкий-Бируля передал под общеобразовательную школу часть своего дома
Слайд 12
При Советской власти Бялыницкий-Бируля прожил 40 лет, и
все эти годы (кроме тех, когда он тяжело болел)
были наполнены большой творческой работой. В это время созданы его лучшие произведения. Подлинной вершиной творчества художника являются картины «Лед прошел» (1930 г.), «Вечер юного мая» (1940 г.), «Задумчивые дни осени» (1932—1943 гг.). Все картины проникнуты высокой поэзией, трепетной любовью к родной земле.
Задумчивые дни осени.
Лед прошел.
Вечер юного мая.
Слайд 13
До глубокой старости Бялыницкий-Бируля не выпускал из рук
кисти, хотя жизнь в «Чайке», находящейся в глухом месте,
при бездорожье и значительной оторванности от культурных центров, была для старого художника нелегкой. Несмотря на болезни и житейские невзгоды, художник продолжал работать. В мастерской стояли картины, которые ждали отправки в Москву. Картины были доставлены и экспонировались на выставке, посвященной 80-летию В. К. Бялыницкого-Бирули.
Слайд 14
Через всю свою жизнь пронес Бялыницкий-Бируля трогательную любовь
к Левитану. Память о великом художнике проявилась и в
стремлении сохранить его любимые цветы.Так проявлялась тонкая и трепетная духовная жизнь художника, подчас скрытая от постороннего взгляда повседневными заботами и переживаниями.
В. К. Бялыницкий-Бируля. Дача в саду.
Слайд 15
В 1947 году известный советский художник А.
М. Герасимов написал картину «Старейшие художники». На ней изображен
и В. К. Бялыницкий-Бируля. Портрет глубоко и правдиво передает облик Бялыницкого-Бирули. Привлекает его спокойное, чуть ироничное лицо, живой блеск глаз, внимательное прислушивание к беседе. Не так ли он слушал и лесную тишину?
А. М. Герасимов. Старейшие художники.