Слайд 3
Сергей Васильевич Зубатов родился в Москве 26 марта
1864 года в семье обер-офицера. Отец Зубатова служил управляющим
большого дома Малютина на Тверском бульваре, там же проживала и его семья.
В 1881 году, по окончании прогимназии, Зубатов поступил учиться в 5-ю московскую гимназию. В 1882 году создал свой кружок. В 1884 году отчислен из 7 класса гимназии по требованию отца, недовольного его связями с неблагонадёжными лицами.
Слайд 4
После отчисления из гимназии Зубатов устроился канцелярским служащим
в Московскую дворянскую опеку. Одновременно за небольшую плату работал
заведующим частной библиотекой А. Н. Михиной на Тверском бульваре, на хозяйке которой, Александре Николаевне, вскоре женился. Библиотека Михиной пользовалась большой популярностью среди московской молодёжи, так как в ней можно было достать книги, изъятые из обращения. Зубатов охотно выдавал желающим запрещённую литературу, и его услугами охотно пользовались молодые революционеры.
Слайд 6
В 1886 году Зубатов поступил на должность телеграфиста
Московской центральной станции, а затем служил телеграфистом на станциях
«Славянский базар» и «Окружной суд».
Летом 1886 года он был вызван на допрос к начальнику Московского охранного отделения Н. С. Бердяеву. Бердяев сообщил Зубатову, что его библиотека использовалась членами революционных кружков в качестве конспиративной квартиры, и он привлечён к дознанию как один из подозреваемых. Зубатов, по его словам, был крайне возмущён, что «красные иезуиты» без его ведома превратили его библиотеку в «очаг конспирации». Поэтому он «дал себе клятву бороться впредь всеми силами с этой вредной категорией людей, отвечая на их конспирацию контр-конспирацией, зуб за зуб, вышибая клин клином». С этой целью, по предложению ротмистра Бердяева, он согласился стать секретным сотрудником охранного отделения, чтобы на деле доказать свою приверженность существующему порядку «и раз навсегда снять сомнение в своей политической неблагонадёжности».
Слайд 7
Осенью 1886 года Зубатов начал работу секретного сотрудника.
Для проникновения в революционную среду им было составлено письмо
на имя известного народовольца Василия Морозова. В нём Зубатов выражал желание поддержать ослабленную арестами народовольческую организацию и просил снабдить его рекомендательными письмами. Морозов, знавший Зубатова с хорошей стороны, поверил ему и выслал товарищам рекомендательные письма, в которых характеризовал его как верного человека. В течение года, с 1886 по 1887 год, Зубатов успешно разыгрывал роль революционера. Оказывая революционерам различные услуги, он одновременно освещал их противозаконную деятельность в охранном отделении.
В 1887 году Зубатов был разоблачён и объявлен «провокатором.После этого ему было предложено открыто перейти на службу в полицию, и с 1 января 1889 года он был зачислен в штат Московского охранного отделения.
Слайд 8
С 1889 года Зубатов работал в Московском охранном
отделении на должности чиновника особых поручений. Во время службы
в охранном отделении Зубатов проявил «исключительные способности» по склонению революционеров к даче откровенных показаний и оказанию ими секретных услуг политическому розыску.
Зубатов предпочитал метод убеждения. После очередных крупных арестов он приглашал к себе в кабинет тех из арестованных, кто казался ему интересным. Здесь, за чашкой чая, он заводил с ними многочасовые беседы о путях революционного движения. Зубатов убеждал молодых революционеров, что избранный ими путь ложен и они принесут гораздо большую пользу своему отечеству, если согласятся сотрудничать с властями.
Слайд 9
В период его службы Московским охранным отделением были
раскрыты и ликвидированы многие революционные организации. В апреле 1892
года был ликвидирован кружок М. БрусневаВ период его службы Московским охранным отделением были раскрыты и ликвидированы многие революционные организации. В апреле 1892 года был ликвидирован кружок М. Бруснева, М. Егупова и П. Кашинского, в апреле 1894 года — разгромлена партия «Народного права», основанная М. А. НатансономВ период его службы Московским охранным отделением были раскрыты и ликвидированы многие революционные организации. В апреле 1892 года был ликвидирован кружок М. Бруснева, М. Егупова и П. Кашинского, в апреле 1894 года — разгромлена партия «Народного права», основанная М. А. Натансоном и Н. С. Тютчевым, и петербургская «Группа народовольцев», в мае 1895 года — арестован кружок Ивана Распутина, готовивший покушение на царя. Осведомлённость охранного отделения была поднята на небывалую высоту. За успехи в борьбе с революционерами Зубатов стал получать повышения по службе.
В 1894 году он стал заместителем начальника Московского охранного отделения, а в 1896 году, после отставки Н. С. Бердяева, — начальником Московского охранного отделения.
Слайд 10
Возглавив Московское охранное отделение, Зубатов взялся за реформирование
системы политического сыска.
. Зубатов первый организовал политический сыск по
европейскому образцу, «ввёл систематическую регистрацию, фотографирование, конспирирование внутренней агентуры и т. д.» Наряду с работой внутренней агентуры, Зубатов реформировал систему наружного наблюдения. Созданный при Московском охранном отделении «Летучий отряд филёров» во главе с Е. П. Медниковым действовал по всей России, разрабатывая данные внутренней агентуры и выслеживая революционеров. В короткое время Московское охранное отделение превратилось в образцовое учреждение, опыт которого использовался всеми розыскными учреждениями империи. Сам Зубатов регулярно устраивал для подчинённых офицеров лекции, в которых разъяснял технику розыскного дела. Многие ученики Зубатова впоследствии возглавили охранные отделения по всей России.
Правой рукой Зубатова был старший чиновник для поручений Евстратий Медников, заведовавший наружным наблюдением и создавший особую школу филёров. Медников же заведовал кассой охранного отделения и содержал конспиративную квартиру.
Сергей Васильевич, несомненно, обладал незаурядным даром убеждения — многие его собеседники совершенно искренне принимали идею экономической борьбы под контролем полиции.
Слайд 11
Осознав опасность социал-демократии, Зубатов понял, что борьба с
ней одними репрессивными мерами обречена на неудачу. Чтобы обессилить
социал-демократию, необходимо вырвать из её рук главную силу — рабочую массу. А для этого необходимо, чтобы сама власть встала на сторону рабочих
В апреле 1898 года Зубатовым была составлена докладная записка, в которой он предлагал программу мер для улучшения положения рабочих. Со стороны московской администрации инициатива Зубатова встретила понимание, и ему было дано добро на проведение занятий с рабочими. Тогда же Зубатов приступил к разъяснительной работе. Во время допросов он объяснял рабочим, что правительство не является их врагом и что рабочие и при монархическом строе могут добиться удовлетворения своих интересов. Для этого необходимо понять разницу между рабочим и революционным движением: в первом случае целью является копейка, во втором — идеологическая теория. Проповедь Зубатова имела успех: убеждённые им рабочие повели пропаганду в рабочей среде и вскоре подали ходатайство о создании рабочего общества.
При поддержке генерал-губернатора Москвы во многих городах были созданы легальные рабочие организации.
19 февраля 1902 года, в день отмены крепостного права, члены зубатовских организаций провели грандиозную манифестацию перед памятником Александру II в Кремле.
Слайд 12
Генерал- губернатор Москвы великий князь
Сергей Александрович
Слайд 14
В апреле 1902 года новым министром внутренних дел
был назначен В. К. Плеве.
В ходе нескольких бесед Зубатов
изложил министру свои убеждения, состоявшие в том, что для победы над революцией недостаточно одних репрессий и необходимы социальные реформы. Плеве не соглашался с Зубатовым, уверяя, что никакой революции в стране нет, а есть только группы и кружки заговорщиков. Полиция должна обнаружить их настоящий «центр» и арестовать заговорщиков. Однако, несмотря на разногласия с Плеве, в октябре 1902 года Зубатов был переведён в Петербург и назначен заведующим Особого отдела Департамента полиции.
Слайд 16
Зубатов пригласил московских промышленников к себе и предложил
им создать на предприятиях совместно с охранным отделением рабочие
комитеты для разрешения трудовых конфликтов. Хозяева предприятий ответили решительным отказом: им казалась недопустимой ситуация, когда полиция поддерживает экономические требования рабочих.
Это противостояние вылилось в конфликт министерства внутренних дел и министерства финансов. В результате Зубатов был переведен в Петербург непосредственно под начало министра внутренних дел Плеве — тот относился к идее полицейского социализма с недоверием. Зубатов, видя, как рушится созданная им система пролетарских организаций, попытался через Сергея Витте выйти на Николая II. Он хотел донести до императора мысль о непригодности репрессий как средства борьбы с рабочим движением и предлагал сместить Плеве с его поста, что отвечало бы интересам государства. Однако переиграть Плеве не удалось. Узнав об этой интриге, разгневанный министр изгнал Зубатова из департамента полиции. Опальный жандарм был выслан из Петербурга.
Слайд 17
Еще в 1903 году священник Георгий Гапон с ведома
Зубатова организовал в столице рабочий кружок, превратившийся в 1904 году
в культурно-просветительское патриотическое "Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга". Однако после отставки Сергея Васильевича полиция практически утратила контроль над этой организацией.
Слайд 18
Малая эффективность репрессивных мер в борьбе с революционным
движением вскоре была проиллюстрирована самым трагическим для Плеве образом —
15 июля 1904 года он был убит. Смерть министра внутренних дел не особенно опечалила народ.
После убийства Плеве Зубатов был полностью восстановлен в правах, и Витте лично предлагал ему продолжить службу. Однако, пережив оскорбительное изгнание, Сергей Васильевич не пожелал вновь надеть мундир надворного советника и остался частным лицом. Он печатался в периодических изданиях, переписывался с деятелями рабочего движения, но в политической жизни не участвовал, хотя и не изменил свои взгляды.
Слайд 20
3 января 1905 года, после начала забастовки на Путиловском заводе, ситуация
в столице стала взрывоопасной. Число бастующих превысило 150 тыс., и
полуторамиллионный город впервые оказался в состоянии экономического паралича. В сложившейся ситуации возглавляемое Гапоном собрание решило искать поддержки непосредственно у Николая II, подготовив специальную петицию.
Это было реализацией зубатовской идеи, согласно которой стоящий выше классовых интересов император может уладить любой социальный конфликт. Составители петиции, выдвинув экономические и политические требования.
Как известно, диалог между царем и народом не состоялся. Расстрел мирной демонстрации поставил точку в истории полицейского социализма. Для его изобретателя Кровавое воскресенье стало личной трагедией. Впрочем, не самой большой.
В день отречения Николая II от престола Сергей Васильевич Зубатов покончил с собой.