Слайд 2
Содержание
Толе Алибекулы
Казыбек Би
Аитике Би
Слайд 3
Толе Алибекулы
Толе би произошёл из Уйсунского рода Дулат, в
семье Алибек би, отец которого Кудайберды би участвовал в
походах Есим хана, в частности в сражении «Катаган кыргыны» (1627—1628 годы), против восставшего хана Турсуна, правившего Ташкентом. Толе родился в урочище Жайсан в Шуйском районе 1663 году.
Бухар жырау в стихотворении, описывающем детство Абылай хана, напоминает хану, как, находясь в трудном положении, он работал у Абилмамбета и пас верблюдов у Толе би. В поэме «Сабалак» Бухар жырау описывает беседу Толе би с Абы лаем — мальчиком-подпаском в старом овчинном тулупе, которого Толе назвал за обросшие волосы и растрёпанный вид Сабалаком. Таким образом, Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая.
Слайд 4
Мудрость и находчивость Толе би были ещё при
жизни признаны со стороны Бухар жырау, Казыбек би, Айтеке би. В отношении
к Толе би говорили: «У благой мысли есть источник, у ее автора — духовный отец Майкы», имея в виду, что он впитал в себя дух Майкы би. В своих произведениях Толе би признавали и считали опорой для ханов Сыныр жырау, Жиренши которые отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей. Толе би является одним из соавторов свода законов Тауке-хана «Жеты Жаргы» вместе с Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз). После «лет великого бедствия» (каз. Ақтабан шұбырынды) авторитет Толе би поднялся благодаря его призыву к народу взяться за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет».
Слайд 5
В 1733 году Толе би был одним из инициаторов послания
к российской императрице Анне Иоанновне о принятии Старшим жузом российского подданства. Старший
жуз вошёл в подданство России 10 июня 1734 года, но это было только на бумаге, поэтому Толе би в августе 1749 года написал личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправил для ведения переговоров с губернатором И. И. Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса.
Слайд 6
После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би
правил Ташкентом в течение шести лет — c 1743 по 1749 годы.
По преданию, когда люди
повсеместно стали спешно покидать насиженные места от известий о наступлений джунгаров (калмыков), один Толе не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» — спрашивали у него. «Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», — отвечал мудрый Толе. «Да это поистине святой», — сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят «Священная ласточка» (Карлыгаш бий).
Слайд 7
Он скончался в 1756 году в Акбурхан-орде, на территории современного
Ленгерского района Южно-Казахстанской области. Похоронен вТашкенте в мавзолее Карлыгаш бия.
Слайд 8
Казыбек би
(1668-1765)
Казыбек би (Каз Даусты Казыбек, 1667—1763)
— великий казахский бий.
Принадлежал к Среднему жузу, к разделу
Каракесек племени Аргын. Его прозвище (Каз Даусты) в переводе с казахского означает Казыбек с пронзительным голосом, как у гусей, гусиноголосый. Вместе с Толе би и Айтеке би один из трёх великих биев (судей) казахского народа и один из авторов первого систематизированного свода казахских обычаев «адат» (законов) «Жеты Жаргы».
Слайд 9
Казыбек Келдибекулы (1667—1763) — известный в народе как
Каз дауысты Казыбек («Казыбек, непревзойденный в слове и слоге»,
буквально «Казыбек с непревзойденным голосом»), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена, пораженного и загипнотизированного его красноречием.
Слайд 10
Благодаря семейной традиции воспитания Казыбек уже в детские
годы проявил красноречие и острый ум, став с годами
прославленным бием. Ему приписывается следующее обращение к джунгарскому правителю, когда он еще совсем молодым, впервые, участвовал в посольской миссии:
«Ты — калмык, а мы — казахи,
Ты — железо, а мы уголь, который плавит железо.
Пришли мы для того, чтобы
Лицом к лицу по мужски поговорить,
Решить разделяющие нас проблемы.
Нечего отыгрываться на плененных детях и женщинах!
Хотим узнать, какова
Ваша позиция. Вот и пришли в чуждый лагерь.
Если не хочешь переговоров,
Будем решать вопросы на поле брани!
И готовы драться как львы до конца!
Готов к переговорам, скажи, не хитри!
Во всяком случае без дураков
Скажи все напрямую.»
Слайд 11
Казыбек би активно участвовал в делах государственного правления
во времена ханов Тауке, Самеке, Абулмамбета, Абылая, способствовал действенности
внутренней и внешней политики казахских ханов. Стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгарских оккупантов. Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией, он одновременно выступал против тесной связи с Циньской империей.
Казыбек би вместе с Толе би и Айтеке би вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хана и названных «Жетi жаргы» (Семь устоев). В нем нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов.
Слайд 12
Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан
Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок
к джунгарскому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай попал в плен после нападения калмыков в 1741 году на Средний жуз и два года провел в зиндане. Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае большую будущность, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в Сары-Арке, не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами.
Слайд 13
Умер Казбек би в декабре 1764 года у
подножья горы Семизбуга у источника Теректи.
Похоронен в Туркестане, в
мавзолее Ахмета Яссави.
Слайд 14
Айтеке би
(1680-1768)
Айтеке би (подлинное имя Айтык) (1644—1700) — великий казахский бий
Айтеке
би из племени Алим род Торткара, Младший Жуз, внук
брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура, или из узбекского рода алчин, другие сведения о его биография скудны, неизвестны место и дата рождения. Предполагают, что он родился где-то возле Бухары, дата рождения и смерть приблизительно 1689—1766 годы. Но известно его решающее участие в совещанием по поводу объединения трёх жузов. И домашнее, и школьное (медресе в Бухаре) воспитание и образование он прошёл при наставничестве общественного и политического деятеля Жалантоса, известного строительством мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося ему дядей.
Слайд 15
В 20 лет Айтеке би был известным бием,
в 30 лет стал старшим бием Младшего жуза и
с тех пор его имя фигурирует рядом с другими великими казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с ханом Тауке
Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими родами. Помощник и советник Тауке-хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название «великого», «благословенного», поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определённого равновесия в отношениях с джунгарами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.
Слайд 16
Ему принадлежит выражение о том, что бий должен
быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах
современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке би связывает с умением «рассечь конский волос строго посередине».