Слайд 2
«То, что сделано советской военной медициной в годы
минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом.
Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
маршал Советского Союза Баграмян И.Х.
Медицина России прошла яркий и самобытный путь, отмеченный многими годами войн. Одной из самых жестоких и беспощадных была Великая Отечественная. Это был тот период, когда служение долгу выходит за пределы науки и своей профессии и совершается во имя Родины, во имя народа. В это тяжелое время медицинские работники проявляли подлинный героизм и преданность своему отечеству, их подвиги в военные годы неповторимы.
Достаточно сказать, что на фронте и в тылу трудились свыше двухсот тысяч врачей и полумиллионная армия средних медицинских работников, показавших чудеса храбрости, небывалой душевной стойкости и гуманизма. Военные медики вернули в ряды защитников Родины миллионы солдат и офицеров. Они оказывали медицинскую помощь на поле боя, под огнем противника, а если этого требовала обстановка — сами становились воинами и увлекали за собой других. Защищая свою землю от фашистских захватчиков, советский народ, по неполным подсчётам, потерял на полях сражений в ходе военных действий более 27 млн. жизней. Миллионы людей остались инвалидами. Но среди тех, кто с победой вернулся домой, многие остались живы, благодаря самоотверженной работе военных и гражданских медиков.
Слайд 3
История в лицах
Главным хирургом
Красной Армии был академик АН СССР Николай Нилович Бурденко (1876-1946 гг.).
Его помощниками и заместителями были С.С. Гирголав, В.В. Гориневская, В.С. Левит, В.Н. Шамов, С.С.Юдин. Главным терапевтом ВМФ был Александр Леонидович Мясников (1899-1965 гг.).
Руководил медицинским обеспечением Красной Армии на протяжении всей войны начальник Главного военно-санитарного управления Ефим Иванович Смирнов (1904-1989 гг.), впоследствии министр здравоохранения СССР (1947-1953 гг.). (1883-1950 гг.). Главным терапевтом Красной армии в годы войны был (и Советской армии – в послевоенное время) – академик.
Слайд 4
Николай Нилович
Бурденко
(1876-1946 гг.)
хирург, один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик АН СССР (1939), первый президент АМН СССР (с 1944), генерал-полковник медицинской службы (1944), Герой Социалистического Труда (1943). Накануне войны участвовал в разработке научно-организационных основ военно-полевой хирургии, в годы войны главный хирург Красной Армии. Под руководством Бурденко на фронтах внедрены единые принципы лечения огнестрельных ранений, что способствовало успехам советской военной медицины в спасении жизни, восстановлении здоровья и боеспособности раненых.
Слайд 5
Юстин Юлианович Джанелидзе (1883-1950 гг.)
хирург, академик АМН СССР (1944),Герой Социалистического Труда (1945),
генерал-лейтенант медицинской службы (1943). С 1939 г. Главный хирург ВМФ и с 1943 г. Начальник кафедры госпитальной хирургии Военно-морской медицинской академии. Разрабатывал проблемы хирур-гического лечения и лечебно-эвакуационного обеспечения раненых на флоте, в точности, при повреждениях опорно-двигательного аппарата (одна из операций носит его имя) и ожогах.
Слайд 6
Мирон Семенович Вовси
(1897-1960 гг.)
терапевт, генерал-майор медицинской службы (1943). В 1941-1950 главный
терапевт Советской Армии. Внес большой вклад в развитие военно-полевой терапии. Участвовал в разработке системы терапевтических мероприятий в действующей армии. Труды, посвященные особенностям течения внутренних заболеваний в условиях военного времени, в точности, у раненых.
Слайд 7
Александр Леонидович Мясников
(1899-1965 гг.)
терапевт,
академик АМН СССР (1948). С 1942 главный терапевт ВМФ,
заведующий кафедрой Военно-морской медицинской академии (1940-1948), находился в блокадном Ленинграде; неоднократно в действующие флотилии. Под руководством Мясникова была создана система терапевтической службы флота.
Слайд 8
Ефим Иванович Смирнов
(1904-1989
гг.)
учёный в области здравоохранения, генерал-полковник
медицинской службы (1943). Работы по организации и тактике военно-медицинской службы, эпидемиологии, истории военной медицины. В годы войны начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии. Развил учение об этапном лечении с эвакуацией по назначению и внедрил в практику систему лечения эвакуационных мероприятий, которые способствовали возвращению в строй большинства раненых и больных. Разработанная под руководством Смирнова система противо-эпидемического обеспечения войск обусловила эпидемическое благополучие действующей армии. Главный редактор научного труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в 35 томах.
за жизнь раненого начиналась сразу после ранения, непосредственно на
поле боя. Весь медицинский персонал ясно осознавал, что главной причиной гибели раненых на поле боя, помимо несовместимых с жизнью травм, являются шок и кровопотеря. При решении этой проблемы важнейшим условием успеха были сроки и качество оказания первой медицинской помощи, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи.
Особое внимание уделялось требованию выноса раненых с оружием, что восстанавливало не только человеческий, но и военно-технический потенциал Красной армии. Так, в приказе народного комиссара обороны «О порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу», подписанном 23 августа 1941 г. лично И.В. Сталиным, предписывалось представлять к награждению санитаров и санитаров-носильщиков за вынос раненых с поля боя с их оружием: за вынос 15 человек представляли к медали «За боевые заслуги» или «За отвагу», 25 человек – к ордену Красной Звезды, 40 человек – к ордену Красного Знамени, 80 человек – к ордену Ленина.
Слайд 10
Так санинструктор стрелкового полка
Валерия Гнаровская (1923-1943) удивляла однополчан своей отвагой и бесстрашием.
На счету Валерии было свыше 300 раненых солдат, которых она вынесла под огнём с поля боя. На берегах Днепра Валерия, увешанная гранатами, бросилась под гусеницы немецкого танка, двигавшегося на палатки с ранеными, и ценой своей жизни спасла семьдесят бойцов. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 12
Студентка Галина Петрова (1920-1943)
Во время боя с немцами
прошла по минному полю как живой щит, показывая безопасный
ина Петрова окончила курсы медсестер и вытащила с поля боя около 50 тяжелораненых воинов. За это солдаты называли ее «Товарищ Жизнь». После того, как провела по минному полю солдат, была удостоена звания Героя Советского Союза. Погибла в 23 года, подорвав немецкий танк бутылкой с зажигательной смесью.
Мария Боровиченко 1925-1943
Когда началась война,
киевлянке Марии Боровиченко еще не исполнилось 16 лет, но это не помешало ей пойти добровольцем на фронт. Благодаря обучению на курсах медицинских сестер, Мария уже в первых боях успешно справлялась со своими обязанностями. В 1941 году в сражении близ украинского города Конотопа на реке Сейм девушка спасла жизнь более 20 раненным воинам помогла вести пулеметный огонь. Она самоотверженно сражалась на передовой в героической битве за Сталинград. В 1943 году, когда гитлеровские части пытались прорваться к Курску, Мария закрыла раненного офицера своим телом от взрыва и получила смертельное ранение. Марии Боровиченко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
.
Мария Байда 1922-2002
Ушла на войну добровольцем в первые месяцы войны. В 1942 году санинструктор стрелкового батальона Мария Байда оказывала помощь раненым, спасая жизни десяткам солдат. В составе разведгруппы ходила в тыл врага. В бою получила ранение, но отказалась от госпитализа¬ции и осталась в строю защитников Севастополя. В схватке с врагом отбила у немцев командира и 8 бойцов, захватила пулемет и автоматы против¬ника. В последние дни обороны города Мария была контужена и попала в плен со сломанной ногой. Пройдя все ужасы фашистских лагерей и пыток гестапо, была освобождена в мае 1945 года. За совершенный подвиг 19-летней Марии было присвоено звание Героя Советского Союза.
Анатолий Кокорин 1921-1941
Анатолий окончил медицинский техникум в 1940 году и с первых дней войны находился в рядах защитников Родины. Во время боя в августе 1941 года неподалеку от станции Хийтола в Карелии фельдшер Кокорин выносил раненых из-под огня противника в укрытие. Сражаясь наравне с другими солдатами против превосходящих сил противника, Анатолий был дважды ранен, но не оставил поле боя. Когда к нему приблизились враги, тяжелораненый Кокорин бросил последнюю гранату подорвав немецких солдат и себя. Анатолию Кокорину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Иван Фионов 1923-1943
20-летний фельдшер Иван Фионов принимал участие в боях наравне с солдатами. Был ранен, после госпиталя снова вернулся в строй. В ожесточенных боях при форсировании Днепра в 1943 году Иван Фионов спасал раненых на поле боя. Во время очередной атаки врагов получил тяжелое ранение командир роты. Увидев, что немцы приближаются к нему, Иван Фионов вступил с фашистами в бой, обратив их в бегство. Вражеская пуля сразила героя, когда он поднял роту в атаку, заменив раненного командира. Ивану Фионову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
жертвенном труде многих тысяч известных и безвестных хирургов, нельзя
не упомянуть о ведущем хирурге ряда полевых госпиталей Западного, Брянского, 2-го Прибалтийского фронтов Борисе Васильевиче Петровском, лично прооперировавшем более 500 человек, получивших тяжелейшие повреждения крупных кровеносных сосудов.
Также невозможно обойти вниманием и Александра Владимировича Вишневского, крупным научным достижением которого являлись разработка местной анестезии по методу «ползучего инфильтрата», обоснование применения масляно-бальзамических повязок для нормализации трофических и репаративных раневых процессов.
Слайд 16
Необходимо отметить, что
в годы войны были достигнуты серьезные успехи в лечении
инфекционных больных. Впервые в истории широкомасштабных войн инфекционных больных не эвакуировали с театров военных действий в тыл страны, а лечили на месте. В результате предупреждалось распространение инфекционных заболеваний из тыла в действующую армию. Если в Первую мировую войну летальность в лечебных учреждениях русской армии у заболевших сыпным тифом в среднем составляла около 22%, то в годы Великой Отечественной было возвращено в строй более 90% больных этой инфекцией. Подобные результаты были обусловлены своевременной разработкой учеными отечественных антибиотиков и обеспечением ими действующей армии. Среди них Зинаиду Виссарионовну Ермольеву, получившую в 1942 г. первый советский пенициллин и впоследствии активно участвовавшую в организации промышленного производства антибиотиков.
Слайд 17
Совместная работа военных
и гражданских органов здравоохранения по профилактике инфекционных заболеваний, их
активное взаимодействие на фронте и в тылу по предотвращению массового развития эпидемий, опасных и неотъемлемых ранее спутников любой войны, полностью себя оправдали и позволили создать строжайшую систему противоэпидемических мероприятий, которая включала:
- создание противоэпидемических барьеров между фронтом и тылом;
- систематическое наблюдение, с целью своевременного выявления инфекционных больных и их немедленной изоляции;
- регулирование санитарной обработки войск;
- применение эффективных вакцин и другие меры.
Большой объем работы был проделан главным эпидемиологом и инфекционистом Красной армии Иваном Дмитриевичем Иониным.
работники внесли бесценный вклад в победу. На фронте и
в тылу, днём и ночью, в неимоверно тяжёлых условиях военных лет они спасали жизни миллионов воинов. В строй возвратились 72.3% раненых и 90.6% больных. Если эти проценты представить в абсолютных цифрах, то число раненых и больных, возвращенных в строй медицинской службой за все годы войны, составит около 17 млн. человек. Если сопоставить эту цифру с численностью наших войск в годы войны (около 6 млн. 700 тыс. человек в январе 1945 г.), то становится очевидным, что победа была одержана в значительной степени солдатами и офицерами, возвращенными в строй медицинской службой. При этом особенно следует подчеркнуть, что, начиная с 1 января 1943 г. Из каждой сотни пораженных в боях 85 человек возвращались в строй из медицинских учреждений полкового, армейского и фронтового районов и только 15 человек — из госпиталей тыла страны. «Армии и отдельные соединения,- писал маршал К.К.Рокоссовский,- пополнялись в основном солдатами и офицерами, вернувшимися после излечения из фронтовых, армейских госпиталей и из медсанбатов. Поистине наши медики были тружениками-героями. Они делали всё, чтобы скорее поставить раненых на ноги, дать им возможность снова вернуться в строй».
Заключение