Слайд 2
С Воткинском мы, Давыдовы, связаны по многим причинам.
Главной причиной следует признать наличие на протяжении многих десятилетий
XX века общего дела (для воткинчан и для давыдовской семьи) – работы по сохранению многопланового наследия Петра Ильича Чайковского, уроженца Воткинска.
Сколько помню себя, наши старшие (дед, отец, мать) постоянно упоминали Воткинск и воткинский музей П.И. Чайковского как предмет своей заботы, а сотрудников, которые там работали, - как своих соратников и близких по духу людей.
Слайд 3
Начало этих общих дел было связано еще с
подготовкой к празднованию 100-летия П.И. Чайковского в 1940-м году.
А в период Великой отечественной войны 1941 – 1945 г.г. Воткинск стал общим домом для обоих мемориальных музеев, - и воткинского, и клинского, где в то время работал наш дед, Ю.Л. Давыдов. Не в последнюю очередь, благодаря его организаторскому таланту и авторитету, из клинского музея П.И. Чайковского удалось эвакуировать в Воткинск львиную долю мемориальных ценностей , нотных рукописей и эпистолярного наследия великого композитора.
Слайд 4
Эвакуация ГДМЧ, октябрь 1941 года. На правом снимке
вверху – Ю.Л. Давыдов. На нижнем снимке - размещение
возвращенных меморий, ноябрь 1944 г.
Слайд 5
Так получилось, что в этом общем (воткинском и
клинском) музее во время Великой отечественной войны собралась наша
будущая давыдовская семья и еще некоторые родственники.
Вот как писала об этом наша мать, Ксения Юрьевна Давыдова:
Слайд 6
К.Ю. Давыдова:.
С 17 мая 1942 года я
начала работать в доме-музее, хотя и не хотела этого.
Сначала я была библиотекарем, а вскоре зав. рукописным архивом. Моим руководителем был директор музея, ставший потом моим мужем, Ефим Давыдович Гершовский, который гонял меня в хвост и в гриву! А по работе руководил мной Василий Васильевич Яковлев. Ему я очень обязана! Каждый из них многому научил меня, что потом очень пригодилось в работе в музее.
Воткинск, 1942 год.
Сидят: Ю.Л. Давыдов и В.В. Яковлев.
Среди стоящих: К.Ю. Давыдова (первая слева) и Е.Д. Гершовский (второй справа).
Слайд 7
Воткинск, 1943 год.
Слева – направо: Ю.Л. Давыдов,
Н.И. Алексеева (дочь Ипполита Ильича Чайковского) и Е.Д. Гершовский
Слайд 8
В конце 1944 года, когда наша страна уверенно
шла к Великой победе над фашистской Германией, клинский музей
П.И. Чайковского вернулся на своё законное место, - в г. Клин «земли московской и тверской».
Наша мать сообщала об этом так:
Слайд 9
Давыдова К.Ю.: В октябре 1944 года пришел приказ
правительства возвращаться домой.
В ночь на 09.11.1944 г. наши
вагоны с ценностями и с нами были прицеплены к поезду и 16.11.1944 мы приехали в Клин.
Сотрудники и друзья ГДМЧ после возвращения в Клин из Воткинска.
Среди них сидят: Л.А. Савенко, Н.А. Викторова, М.В. Белидо, К.Ю. Давыдова, Ю.Л. Давыдов.
Среди стоящих: И.Ю. Соколинская (старшая сестра К.Ю. Давыдовой, в центре), Е.Д. Гершовский, Е.А. Яропольская (зима 1946 - 1947 г.г.)
Слайд 10
Воткинск оказался судьбоносным для наших родителей, а, стало
быть, и для нас с братом.
Наряду с общими творческими
задачами по подготовке к публикации полного собрания сочинений П.И. Чайковского, наши родители решили и свою семейную творческую задачу: сотворили и произвели нас на свет.
К.Ю. Давыдова:
Вот и «пустила я корни» в Клину. Тут мы с Гершовским вступили в брак, и обзавелись двумя сыновьями.
К.Ю. Давыдова с сыновьями (Львом, на велосипеде, и Георгием), Клин, ГДМЧ, 1950 год.
Слайд 11
К.Ю. Давыдова и И.Ю. Соколинская приняли активное участие
в становлении мемориальных и народных музеев, а также постоянных
экспозиций, посвященных П.И. Чайковскому, другим членам семей Чайковских и Давыдовых во многих городах. В частности, в Воткинске и Чайковском (Пермский край)
Слайд 12
К.Ю.Давыдова:
Так же и в экспозиционной работе
музея мне довелось немало поработать. Как в самом музее,
так и для зарубежных выставок, а так же в помощь другим музеям: в Воткинске, Алапаевске, Таганроге и др. местах, где организовывали памятники и музеи Чайковского. Во многих случаях я бывала только суфлером или свахой, но мне всегда хотелось, чтобы что ни делалось по Чайковскому – делалось на высшем уровне! А кто лучше поможет и подскажет, как не тот, кто работает в Доме-музее?
К.Ю. Давыдова, В.И. Пролеева и Б.Я. Аншаков (в тот период, - директор музея П.И. Чайковского в Воткинске), г. Воткинск, 1980 год
Слайд 13
Художественные работы одаренных детей Пермского края на выставке
в Картинной галерее г. Чайковского, созданной на основе коллекции
собирателя А.С. Жигалко при содействии К.Ю. Давыдовой
В январе 1966 г. с одной из туристских групп музей посетила внучатая племянница П. И. Чайковского К. Ю. Давыдова, Заслуженный работник культуры РФ. В открытке к 1 мая 1968 г. она сообщила о наличии картин у московского коллекционера А. С. Жигалко. Он желал передать свою коллекцию народному музею для организации в городе художественного музея. 21 февраля 1970 г. в день 84-летия А. С. Жигалко в городе был открыт народный художественный музей, ставший в апреле Чайковской картинной галереей — филиалом Пермской художественной галереи
(опубликовано в http://fs.chaik.info/predpriyatie/istorijakrmuzeja).
Слайд 14
К.Ю. Давыдова
воспитала целую плеяду самоотверженных тружеников и
прекрасных специалистов
Слайд 15
Наша мать много лет проработала в качестве балетного
педагога. Среди известных деятелей хореографического искусства, к воспитанию которых
приложила руку К.Ю. Давыдова, - Народные артисты Украины Наталия Слободян и Александр Сегал, Заслуженные артисты Украины Лилия Герасимчук, Мария Сивкович, Елена Горчакова, Заслуженные артисты РФ Николай Орешкевич, Валентин Адашевский, известный танцовщик и балетмейстер Иван Курилов.
Война оборвала хореографическое поприще нашей матери, но её педагогический талант по-прежнему искал и находил себе применение. Так, во время войны она активно занималась с детворой работников Воткинского машиностроительного завода.
Вот как она сама об этом писала:
Слайд 16
К.Ю. Давыдова: В Воткинске я стала работать в
клубе им. Ленина как зав. детским сектором. И руководила
художественной самодеятельностью. Ребята у меня и декламировали, и пели, и плясали, старалась развивать их всесторонне. Мои дети были и из местных, и из эвакуированных, которых там было очень много, начиная с завода «Арсенал» из Киева, Московского завода, Новочеркасского и частично, Сталинградского. Работали мои полуголодные ребята с увлечением, и мы крепко полюбили друг друга.
К.Ю. Давыдова (вторая слева) среди своих воспитанников военного времени - воткинчан, г. Воткинск, 1980 год
Слайд 18
К сожалению или нет, но мы с братом
не смогли поддерживать тот уровень профессионального исследования творчества П.И.
Чайковского, сохранения его наследия и реликвий, связанных с его жизнью и деятельностью, который сформировали Ю.Л. Давыдов, К.Ю. Давыдова, Е.Д. Гершовский, И.Ю. Соколинская.
Но и мы чувствуем потребность продолжать эстафету памяти и уважения к нашему великому предку, переданную нам нашими старшими, и нам небезразличны судьбы воткинского музея П.И. Чайковского. Мы дружим с его коллективом, а когда появляется возможность, то стараемся побывать в Богоспасаемом Воткинске, посмотреть новую экспозицию, послушать юных исполнителей, подышать тем самым живительным воздухом, который наполнял поколения воткинчан, - настоящих русских умельцев, - а также и их маленького земляка, - Петю Чайковского.
Слайд 19
Около памятника П.И. Чайковскому
в г. Воткинске, 2007
год
Слайд 20
Музей П.И. Чайковского в г. Воткинске.
За роялем,
на котором Петр Ильич учился музыке, 2007 год
Слайд 21
Вместе с сотрудницей музея П.И. Чайковского в г.
Воткинске, которая участвует в костюмированной экскурсии по музею в
роли А.А. Чайковской, 2007 год
Слайд 22
Тут мы вместе с самым молодым членом нашей
семьи, внуком, Артемом, в прекрасном окружении руководства г. Воткинска,
представителей Администрации г.г. Воткинска и Чайковского, дирекций Воткинского и Каменского (Украина) музеев П.И. Чайковского, а также воткинской культурной общественности (Воткинск, июнь 2014)