Слайд 2
В Древнем Египте ещё 5 тысяч лет назад
существовало ювелирное искусство, об этом можно судить по барельефам,
найденным в гробницах. На них изображён полный процесс создания украшения - от обработки природного материала до того момента, когда готовое изделие взвешивается и оценивается. Ювелирным делом занимались мастерские при дворцах и храмах, а украшения носились и женщинами, и мужчинами.
Слайд 3
Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото,
богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в
глубокой древности. При этом больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства.
Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях.
В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона — сердолику, лазуриту, сардониксу, малахиту, бирюзе и т. п.
Слайд 4
Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья
Слайд 5
Ускх — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее
солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками
или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник.
Слайд 6
Ожерелья были не только частью наряда — они
служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо
отличившихся военных и чиновников.
Слайд 7
Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин
были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях)
и на щиколотках.
Слайд 8
Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только
знать. Но и люди скромного достатка любили украшения ничуть
не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов — керамики, стекла, кости и т. п. Но по красоте и изяществу они порой ничуть не уступали ювелирным изделиям. Например, фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев и т. д., и окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовались различные оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет.
Слайд 9
Серьги с египетскими коронами
Серьги
Слайд 10
Другие украшения
Типично египетские формы украшений: пектораль - нагрудное
украшение, носимое на цепи или как брошь и изображающее
различных божеств и сценки из мифов; и нечто наподобие парика, в котором вместо волос - пряди из золотых бусин или самоцветов.
Слайд 11
Пекторали
Основа – священные жуки-скарабеи