Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Художественные промыслы Нижегородской области

Содержание

Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой
Здравствуйте, я учитель начальных классов МБОУ Буревестниковской средней общеобразовательной школы Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть Полховско-Майданская роспись Балахнинские изразцы Ножевой промысел Хохломская роспись Козаковская филигрань Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение Городецкая роспись и резьба по деревуГородецкая роспись - один из самых знаменитых Малоплодородные земли балахнинских окраин издавна давали скудные урожаи, и местное население было Материалом для этого промысла служила огнеупорная глина, которую многократно перемешивали, чтобы она Первые изразцы производились одного тона и назывались муравлеными. В основном были зеленые Многие изразцы украшены цветными фигурами людей, птиц, зверей и фантастических животных. Особенно В начале XVIII века под западным влиянием в Балахне стали выделывать гладкие Гончарный промыселГончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в Производство знаменитых игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных изделий. Существовал этот Сувениры и матрешки, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и Семеновская роспись Одним из символов России является традиционная семеновская русская матрешка - Художественная обработка металлаС давних времен славился Нижегородс-кий край традициями металлообработ-ки. Одним из Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных выставках На благодатной почве шло развитие ножевого производства в селе Ворсма.В начале XX Нож – свинка. 100 предметов. Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского — свивать), На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще в Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. филигрань Варнавинская резьба по кости В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный Резьба по камню История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и Кожевенный промысел  Кожевенный промысел Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине Узорно-ремизное ткачество Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного ремесла — было развито Чкаловский гипюр В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных Стеклодувное производствоСтеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем Новгороде в 60-х годах Спасибо за внимание
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 3 Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями.

Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна

Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России.

Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникаль-ными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву. Нас вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края

Слайд 4 Полховско-Майданская роспись

Балахнинские изразцы

Ножевой промысел

Хохломская

Полховско-Майданская роспись Балахнинские изразцы Ножевой промысел Хохломская роспись Козаковская филигрань

роспись

Козаковская филигрань


Слайд 5 Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских

Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на

народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный

уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.

Слайд 6 Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды

Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного

без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.


Слайд 7
Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими

Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей

цветами.
Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов,

расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Слайд 8 Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье

в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было

время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы». Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет.

Слайд 9 Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ

Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на

перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века,

на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Слайд 10 Искусство хохломы - это не только красиво выполненная

Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и

роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание

сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс.

Слайд 11 Городецкая роспись и резьба по дереву
Городецкая роспись -

Городецкая роспись и резьба по деревуГородецкая роспись - один из самых

один из самых знаменитых Среди самых распространенных сюжетов росписи

–гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насы-щена богатством красок русского лета с его луго-вым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным све-том пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.

Слайд 12 Малоплодородные земли балахнинских окраин издавна давали скудные урожаи,

Малоплодородные земли балахнинских окраин издавна давали скудные урожаи, и местное население

и местное население было вынуждено заниматься различными промыслами и

торговлей. Близость к Нижнему Новгороду, а значит и удобство сбыта продукции позволили балахнинским мастерам во 2‑ой половине XVI века освоить производство изразцов.


Слайд 13 Материалом для этого промысла служила огнеупорная глина, которую

Материалом для этого промысла служила огнеупорная глина, которую многократно перемешивали, чтобы

многократно перемешивали, чтобы она стала эластичной и однородной, и

две-три зимы вымораживали. Эта трудоемкая работа нужна для того, чтобы при обжиге изразец не вышел из печи с трещинами. Но прежде чем изделие, радуя глаз, засверкает всеми цветами радуги, мастер с большим терпением и упорством воплощал свой замысел в дереве и только тогда, когда рисунок становился достаточно красив, переносил его на глину.

Слайд 14 Первые изразцы производились одного тона и назывались муравлеными.

Первые изразцы производились одного тона и назывались муравлеными. В основном были

В основном были зеленые поливы. Такие изразцы в большом

количестве сохранились в Москве, Юрьевце, Катунках, Костроме.

Зеленые изразцы употреблялись для внешней облицовки архитектурных памятников, для облицовки домашних печей. По материалу, технике исполнения они отличались большим разнообразием, живописными красками и замысловатыми фигурами. Мастера искусно соединяли несовместимые на первый взгляд цвета, так что они составляли гармоничное целое.


Слайд 15 Многие изразцы украшены цветными фигурами людей, птиц, зверей

Многие изразцы украшены цветными фигурами людей, птиц, зверей и фантастических животных.

и фантастических животных. Особенно четких форм удалось добиться в

изображении львов, павлинов, диковинных птиц, растительного орнамента в синих, коричневых, фиолетовых тонах. Эти изразцы сказочно красивы.

Слайд 16 В начале XVIII века под западным влиянием в

В начале XVIII века под западным влиянием в Балахне стали выделывать

Балахне стали выделывать гладкие изразцы, на которых по гладкому

полю рукою мастера, словно кистью художника на полотне, выполнялись живописные рисунки. Такая техника широко применялась для выкладки печей. Изразцовая печь служила украшением в доме и играла не меньшую роль, чем красивая мебель.

Печи балахнинских мастеров можно встретить в различных уголках России: в Гранатовитой палате московского Кремля, в Н. Новгороде, Муроме, Гороховце, Катунках, Пучеже, в бывших романовских покоях в Костроме. Эти изразцовые печи по праву можно сравнить с полотнами прославленных художников.


Слайд 17 Гончарный промысел
Гончарный промысел в Богородске существует с начала

Гончарный промыселГончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское

основания села Богородское в 1570 году. Расцвет промысла приходится

на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончары выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.

Слайд 18 Производство знаменитых
игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет

Производство знаменитых игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в

свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района.

СЕМЕНОВСКАЯ

и

Слайд 19 В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов

промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских

деревянную посуду.
В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.
Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина.

Слайд 20 Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней,

Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и

майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. До сих пор

в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

Слайд 21 С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных изделий. Существовал

крашенных изделий. Существовал этот вид художественной росписи с 1928

по 1934 годы. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.

Слайд 22 Сувениры и матрешки, отличаются от всех известных необыкновенной

Сувениры и матрешки, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью.

яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия —

тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики».

Слайд 23 Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам

Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но

и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают

еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Слайд 24 Семеновская роспись
Одним из символов России является традиционная

Семеновская роспись Одним из символов России является традиционная семеновская русская матрешка

семеновская русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми

щечками и алыми розами на фартучке. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в Семенове.

Слайд 25 Художественная обработка металла
С давних времен славился Нижегородс-кий край

Художественная обработка металлаС давних времен славился Нижегородс-кий край традициями металлообработ-ки. Одним

традициями металлообработ-ки. Одним из центров кузнечного и но-жевого промыслов

был и остается дре-вний город Павлово, расположенный на берегу красавицы -реки Оки. В конце XVII века в Павлово насчитывалось до 50 кузниц. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел. В Эрмитаже, например, хранятся ружья с надписью "Афанасий Овсянников". Село "Павло-во", а большинство мастеров Оружей-ной палаты при Петре I набирались именно из Павлово. Позднее промысел металлообработки нашел свое развитие в производстве предметов бытового назначения: ножей, замков, ножниц.

Слайд 26 Еще с XVI века в Павловской слободе, что

Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как

известна сегодня как город
Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле

эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы.

Слайд 27 Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили —

Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма

в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Да еще

какие! Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью.



Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты.

Слайд 28 Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали

Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных

славу на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине,

Филадельфии.

Слайд 29 На благодатной почве шло развитие ножевого производства в

На благодатной почве шло развитие ножевого производства в селе Ворсма.В начале

селе Ворсма.В начале XX века при подведении итогов деятельности

Нижегородской ярмарки было указано, что знаком качества в виде клейма царского двуглавого орла были награждены стальные изделия и ножи с гравировкой по металлу, произведенные кустарями. В годы советской власти г.Ворсма стал «ножевой столицей

Слайд 30 Нож – свинка. 100 предметов.

Нож – свинка. 100 предметов.

Слайд 31 Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань

Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского —

(от древнерусского — свивать), или, как еще называют эту

разновидность ювелирной техники — филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков

Слайд 32 На Руси скань была известна очень давно. Филигранные

На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще

изделия встречаются еще в раскопках курганов IX века. В

России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области.

Слайд 33 Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была

Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939

образована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны

артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время — освоили ножевое и вилочное производство.

Слайд 34 филигрань

филигрань

Слайд 35 Варнавинская резьба по кости
В основе варнавинской резьбы

Варнавинская резьба по кости В основе варнавинской резьбы по кости лежит

по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе

выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.

Слайд 36 Резьба по камню
История камнерезного промысла уходит корнями

Резьба по камню История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое

в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной»

пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов.

Слайд 37 Кожевенный промысел
Кожевенный промысел Нижегородской губернии начал

Кожевенный промысел Кожевенный промысел Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине

развиваться во второй половине XVII века и распространился по

многим городам ( г.Богородск). Его возникновению способствовало наличие местных материал: дубового сырья, извести поташа. Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из них — изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок.

Слайд 38 Узорно-ремизное ткачество
Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного

Узорно-ремизное ткачество Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного ремесла — было

ремесла — было развито во многих деревнях Нижегородского края,

особенно на северных его окраинах- в Шахунье (село Пижма и Сява). Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность и пользовались спросом.

Слайд 39 Чкаловский гипюр
В конце XIX века на территории

Чкаловский гипюр В конце XIX века на территории современного Чкаловского района

современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу»,

то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево.Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно.

Слайд 40 Городецкая золотная вышивка
Городецкая золотная вышивка — это

Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — это один из самых

один из самых старинных и уникальных в России видов

высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.


Слайд 41 Стеклодувное производство
Стеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем

Стеклодувное производствоСтеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем Новгороде в 60-х

Новгороде в 60-х годах прошлого века. Стеклодувы тогда работали

по старинке и использовали для выдувки нехитрые керосиновые горелки. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов. В творчестве мастеров стеклодувного промысла сохраняется постоянство и верность стилевым направлениям. На фабрике выпускаются изделия разных форм: шары, колокольчики, подсвечники, медальоны, сосульки, макушки и различные игрушки

  • Имя файла: hudozhestvennye-promysly-nizhegorodskoy-oblasti.pptx
  • Количество просмотров: 214
  • Количество скачиваний: 0