Слайд 2
Меря — один из летописных финно-угорских народов, близкородственных
народам Мари и Эрзя, жили в VIII—X веках. Занимали
территорию нынешних Ярославской, Ивановской, Нижегородской и некоторых других областей, родственное по языку Эрзянам, Марийцам, Коми, Эстонцам, Финнам.
В настоящее время истинных потомков летописного народа мери не существует.
Слайд 3
Основные занятия и хозяйство
Занимались рыбной ловлей, охотой, пушным
промыслом и хорошо поставленному земледелию на черноземных суглинках, коневодством
и скотоводством.
Для езды по бездорожью меряне создали отличные экипажи: тарантас, телегу, таратайку (мерянские названия) и дрожки — для всех видов поездок.
Частые находки арабских монет VII—X веков около Ростова, Владимира, особенно Суздаля, говорят об их торговых связях с арабским Востоком. Меряне поставляли арабам северную экзотику — соболей, бобров и конечно, свою извечную продукцию — мед и воск.
Слайд 4
Традиционные жилища и пища
Здешние меряне жили в бревенчатых
избах с русской (изобретена мерянами) печью, мылись в банях.
В
лесах водились пчелы, меряне собирали мёд с ивовых деревьев, малины, с клеверов и разнотравья лугов.
Меряне хорошо и сытно ели. Пили они напитки, ими же изобретенные. Этими напитками были: ржаное пиво, что не так давно называлось крестьянским, брагу (крепкое пиво), приготовляемое на ржаном солоде, и самый праздничный напиток – медовуха.
Слайд 5
Традиционная одежда
В качестве личных оберегов-амулетов население меря использовало
подвески в виде фигурок водоплавающих птиц с висящими на
кольцах перепончатыми лапками или изображения коня. Иногда это были плоские литые подвески, прикреплявшиеся к одежде, часто встречались шумящие височные подвески в виде коня с прикрепленными на колечках копытцами.
На концах полотенец вышивались изображения уточки.
Эти же композиции воспроизводились и
на орнаменте вышивок на женских рубахах
Слайд 6
Сказки и легенды народа
В мифе о творении земли
играет птица утка (уткой оборачивается Шайтан и ныряет за
землей на дно океана), с этим мифом перекликаются множественные мерянские украшения в виде уток
Согласно мифологическим представлениям древних Мерян, верховный бог, приняв облик водоплавающей утки, стаи которых во множестве обитали в камышах озера, обозначил пути перелёта птиц, приносивших с собой обновление природы.
Утром на заре солнце выезжает на колеснице, влекомой чудными златогривыми конями; вечером солнце продолжает свой путь под землей, по водой.
Легенда о кладе: "Поехал раз в Кулигу дядя Павел на лошади. Как въехал на Кулигу, поднялся сильный ветер, лошадь зафыркала, катится на них клад клубом огненным. Лошадь бросилась, чуть его не убила, так домой и убежала".
Слайд 7
Праздники, игры и песни
Весной, по своим праздникам, до
летней деловой поры водили песенные хороводы на цветистых лужайках,
лесных полянах и светлых лесных опушках.
В "Конный" праздник лошадей кормят во полную сыть, ни в коем разе на них не работают, а то падёж будет. Лошадей в этот день купали, да хвост и гриву в ленты завивали, да святой водичкой кропили. Да в этот же день пекли в печурке особенный колобушки, а на колобушке ровно как копыто выпекали, а колобушки несли в церковь, да отдавали священнику.
До настоящего времени сохранился обычай на свадьбе подавать испеченных из теста гуся или утку, или пирог с изображением птицы, которая должна охранять новобрачных и приносить им счастье.