Слайд 2
Понятие «Скульптура»
вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную
форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов —
в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Слайд 3
Скульптор это
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры
Слайд 4
Задача скульптора
передача человеческой фигуры в реальном или
идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль,
а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью
Слайд 5
Главные жанры скульптуры
портрет;
исторический;
мифологический;
бытовой;
символический;
аллегорический;
анималистический.
Слайд 6
Художественно-выразительные средства скульптуры:
построение объёмной формы;
пластическая построение модели (лепка);
разработка
силуэта;
разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).
Слайд 7
Виды скульптуры
круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая
с разных сторон и окруженная свободным пространством;
рельеф, где фигура
представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.
Слайд 8
Различают два вида рельефа:
барельеф (фигура выступает менее, чем
на половину);
горельеф(фигура выступает на половину);
монументальная скульптура (памятники, монументы) ,
связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.
Слайд 9
Техника исполнения
Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает
рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет
центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения.
Слайд 10
Использование материалов
Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором,
служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных,
преимущественно женственных форм; бронза — для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня.
Слайд 11
Использование материалов
Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё
в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в
Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево.
Слайд 12
Использование материалов
Благородные металлы, равно как и слоновая кость,
употребляются, вследствие своей дороговизны, исключительно для небольших изваяний. Впрочем,
слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Наконец, относительно твердых камней надо заметить, что они с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты.
Слайд 13
Использование материалов
На современном этапе развития большое значение для
изготовления скульптур приобрел искусственный камень или декоративный бетон. Множество
скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность.
Слайд 14
Вывод
Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но
высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый
уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.
Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи.