Слайд 2
Что же такое мозаика?
Мозаика (от лат. (opus) musivum
— (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи, в которой
изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.
Слайд 3
Техника мозаики
Техника мозаики была широко распространена уже в
античные времена, в Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и
стены вилл, дворцов и терм. Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.
В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл.
Слайд 4
Искусство Византийской империи
Византийское искусство — это историко-региональный тип
искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.
Искусство Византийской
империи - во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации. Мозаики из смальты были непременным атрибутом не только культовых сооружений и царских дворцов, а и являлись украшением интерьера домов обычных горожан.
Слайд 5
По сравнению
По сравнению с античной мозаикой из
кусочков камня смальтовые композиции отличались бoльшим разнообразием цвета, яркостью,
игрой света на поверхности и, что немаловажно, были значительно доступнее по стоимости. Это и определило быстрое рапространение технологии смальты как в самой Византийской империи, так и за ее пределами (в частности, в Древней Руси)
Слайд 6
Сегодня мозаика
Сегодня мозаика широко применяется для отделки
интерьера (стен, пола, потолка, подиумов, лестниц), фасадов зданий, ландшафтных
объектов (клумб, фонтанов, скамеек, садовых дорожек), бассейнов, скульптур, мебели; для оформления элементов декора и создания художественных панно.
Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл — для придания интерьеру некоего футуристического намёка.
Слайд 8
Картины из Византийской мозаики.
Христос Пантократор.
Слайд 9
Гостеприимство и Жертвоприношение Авраама.
Храм Сан-Витале в Равенне.
Слайд 10
Мозаика Византийского стиля
Наступивший вслед за эпохой иконоборчества расцвет
византийского искусства обычно условно называют "Македонским возрождением", по имени
царствовавшей в эти годы династии.
Слайд 11
Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных
металлов ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились
изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно.
Слайд 12
Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к
III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII
века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).
Слайд 13
Византийская мазаика стала главным элементом художественной отделки соборов,
усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план
Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.
Слайд 14
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного
золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый
элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.
Слайд 15
Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения
контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд
кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.
Слайд 16
Византийские мозаики - это монументальные полотна. Отсюда и
масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки. Византийская
кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния. В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.