Слайд 2
Географическое положение и природно-климатические условия определили характер
архитектуры. В архитектуре преобладал классицизм с чертами сухости и
упрощенности.
ЯКОБ ВАН КАМПЕН. ДВОРЕЦ МАУРИЦХЕС
ЯКОБ ВАН КАМПЕН. ИНТЕРЬЕР РАТУШИ
Слайд 3
Вид на один из каналов и улиц Амстердама
Слайд 4
Городская ратуша Амстердама
Слайд 6
Характерные черты голландской живописи
Живопись в Голландии преобладала над
всеми видами искусства.
Художники зависели от рынка и вкусов бюргеров.
Главный
предмет изображения – окружающая действительность. Чем правдивее изображение, тем значительнее произведение.
В среде художников наблюдается специализация по жанрам и сюжетам.
Только крупные мастера могли позволить себе работать в разных жанрах.
Голландским художникам чуждо влияние итальянской школы.
Главные достижения произошли в бытовом, портретном и пейзажном жанрах.
За непритязательность сюжетов и малые размеры картин они были названы «малыми».
Слайд 7
Франс Халс (1580-1666) – основоположник голландского реалистического искусства.
Он работает в жанре группового портрета. Композиции вытянуты, цвет
насыщен.
«Групповой портрет стрелков гильдии св. Георга»
Слайд 8
Его портреты похожи на жанровые картины из-за специфичной
передачи характеристики
ПОРТРЕТ ВИЛЛЕМА ХАЙТХЕЙЗЕНА
МАЛЛЕ БАББЕ (ГАРЛЕМСКАЯ ВЕДЬМА)
Слайд 9
Халс пишет в свободной эскизной манере, форма часто
прописывается с намеком, но по нему можно определить целое.
МУЛАТ
ЦЫГАНКА
Слайд 10
В 50-е годы меняется характер живописи Халса: колорит
становится темным, образы меняются на более сдержанные и суровые.
«Портрет попечителей гарлемского дома для престарелых мужчин»
Слайд 11
Групповой портрет попечительниц гарлемского дома для престарелых женщин
Слайд 12
Особой популярностью пользуется бытовой жанр. Стремление опоэтизировать окружающий
мир – свойство голландской живописи.
Адриан ван Остаде (1610-1685) пишет
сцены, наполненные чувством юмора, умиротворения и лиризма
«Крестьянское жилище»
Слайд 14
«Художник в своей мастерской»
«Флейтист»
Слайд 15
Ян Стен более широк по тематике. Он темпераментный,
жизнерадостный художник-бытописатель
ИГРОКИ В КЕГЛИ
АВТОПОРТРЕТ С ЛЮТНЕЙ
Слайд 16
Часто библейские сюжеты переносит в жизнь Голландии его
поры
«Амнона и Фамарь»
Слайд 17
Герард Терборх тяготел к описанию жизни буржуазии и
патрицианской семьи
КОНЦЕРТ
ЖЕНЩИНА, ПЬЮЩАЯ ВИНО
Слайд 18
В его картинах есть элементы недосказанности и поэтического
очарования
«ДЕВУШКА, ИГРАЮЩАЯ НА ЛЮТНЕ»
«ОТЕЧЕСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ»
Слайд 19
В картинах Габриэля Метсю есть медлительная повествовательность и
спокойствие, любование материалом.
«ЗАВТРАК ЛЮБОВНИКОВ»
«ПРОДАВЕЦ ПТИЦЫ»
Слайд 20
«Женщина, чистящая картофель»
«Мужчина, пишущий письмо»
Слайд 21
Эммануэль де Витте создает новый жанр - Рынок,
где соединяются пейзаж, натюрморт, бытовые сценки
«Рыбный рынок в порту»
Слайд 22
Его внимание привлекает изображение интерьеров в соединении с
бытовыми сюжетами
«Интерьер еврейской синагоги в Амстердаме»
Слайд 23
Питер де Хоох (1629-1683). Его живопись созерцательна и
лирична. Основная тема – повседневная жизнь бюргеров. Сюжеты –
уютные дворики и интерьеры с многочисленными деталями быта.
ЗАДНИЙ ДВОРИК
ХОЗЯЙКА И СЛУЖАНКА
Слайд 26
Ян Вермеер Делфтский – наиболее яркий жанрист Голландии.
Его работы отличались большими размерами и насыщенной палитрой.
«ЖЕМЧУЖНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ»
«ОФИЦЕР
И СМЕЮЩАЯСЯ ДЕВУШКА»
Слайд 27
Его образы необычайно сильны, поэтичны и гармоничны, хотя
композиционно однообразны
«ДЕВУШКА, ИГРАЮЩАЯ НА ГИТАРЕ»
«ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ»
Слайд 28
Художник хорошо моделирует форму, выявляет фактуру поверхности. Героини
дышат чистотой и здоровьем
СЛУЖАНКА, НАЛИВАЮЩАЯ МОЛОКО
У СВОДНИ
Слайд 29
Художник обращается к пейзажу, уделяя внимание передаче состояния
атмосферы, воздушной среды, солнечного света
«ВИД НА ДЕЛФТ»
«УЛОЧКА»
Слайд 30
Пейзаж в голландской живописи отличался повышенным реализмом и
носил черты национально-регионального своеобразия.
Ян ван Гойен. Море у Гарлема
Слайд 31
Излюбленный колорит его пейзажей в серо-коричневой гамме
«Речной пейзаж»
Слайд 32
Якоб ван Рейсдал пишет мотивы деревень, равнин, дюн,
лесных болот в различных состояниях погоды и времени суток.
«Лесное болото»
Слайд 33
Он предвосхищает достижения мастеров реалистического пейзажа 18-19 веков.
«Зимний пейзаж»
Слайд 36
Мейндерт Хоббема продолжает традиции Рейсдала, создавая лирические пейзажи-размышления.
«Аллея в Мидделхарнисе»
Слайд 37
Натюрморт в голландской живописи отличается утонченностью изысканностью, интимностью.
Питер Клас – выдающийся мастер натюрмортов
«Суета сует»
Слайд 38
Виллем Хеда - мастер завтраков. Его натюрморты отвечали
вкусам голландской аристократии.
«Стол с завтраком»
Слайд 40
Абрахам ван Бейерен «Рыбная лавка»
Слайд 41
Виллем Калф и Абр. ван Бейерен включают в
натюрморты изысканные по цвету и материалу вещи
НАТЮРМОРТ С КИТАЙСКОЙ
МИСКОЙ
НАТЮРМОРТ С КУВШИНОМ И ФРУКТАМИ
Слайд 42
Скульптура Голландии в 17 веке – это в
основном мемориальная и декоративная пластика.
Вергюльст Ромбоут. Надгробие Йохана ван Керховена