в литературе появились богатыри? Были ли у этих героев
реальные прототипы или это только желаемый образ и вымысел народа? Отличается ли образ марийского богатыря от карело-финского?
Цель:
Определить сходства и отличия богатырей финно - угорского эпоса.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2.Сопоставить и сравнить образы богатырей.
3.Собрать материалы об именах богатырей в географических названиях объектов.
4.Подобрать произведения искусства, связанные с именами этих богатырей.
Слайд 3
Актуальность темы
Каждому живущему в Республике Марий Эл
будет интересно узнать, каково героическое прошлое народа мари, каковы
общие корни финно-угорского народа.
Этапы работы:
I.Введение.
II.Основная часть.
1. Изучение литературы
2. Сравнительный анализ Онар– патыра и
Вяйнемейнена.
3. Анкетирование
4. Имена богатырей в географических названиях и в
искусства
III.Заключение.
Слайд 4
Богатырь – 1) герой русских былин и сказок,
совершающий подвиги. 2) очень сильный человек. (Ожегов)
Богатырь- человек рослый,
дородный, дюжий, видный, необычайный силач; смелый, храбрый и удачливый воин, витязь. Сказочные богатыри-великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудовища. (В.И.Даль)
Слайд 5
Марийский эпос
Устное народное творчество марийцев богато
по содержанию и по видам и жанрам. В легендах
и преданиях нашли отражение различные моменты истории, воспеваются образы народных героев и богатырей. Марийские сказки в аллегорической форме повествуют о жизни народа, восхваляют трудолюбие, честность и скромность, высмеивают лень, бахвальство и жадность.
Главными действующими лицами почти всех наиболее древних марийских легенд, преданий и сказок являются богатыри.
Герои марийского народа:
АКПАРС (настоящее имя Гази) - легендарный герой марийского народа, глава горных марийцев.
Акпатыр – национальный герой марийского народа.
Онар – легендарный марийский богатырь.
Чоткар–патыр – легендарный марийский богатырь, надежный и бескорыстный защитник родной земли.
Чумбылат - национальный герой, князь-воин, легендарный богатырь, который считается предком марийского народа.
Йыланда – легендарный герой марийского народа, глава луговых мари.
Князь Сяр – марийский герой, живший во времена Ивана Грозного.
Полтыш (в русском произношении Болтуш) – легендарный марийский князь.
Слайд 6
«Калевала»
Исследователем карело – финского эпоса
является Элиас Лённрот. Калевала состоит из 50 рун. Перевод
на русский язык сделал Л. П. Бельский в 1888 г. Сегодня «Калевала» переведена на 59 языков мира.
Главной сюжетной линией карело-финского эпоса является борьба героев Калевалы со страной мрака и холода сумрачной Похъелой. Герои редко берут в руки оружие, предпочитая сражаться могучим словом и волшебной песней. Все персонажи «Калевалы» обладают сверхъестественными способностями.
Главные герои эпоса:
1.Вяйнямейнен - главный герой Калевалы, колдун, заклинатель, магическим словом подчинявший себе людей и животных.
2.Йоукахайнен - молодой самоуверенный колдун-самоучка.
3.Айно - сестра Йоукахайнена.
4.Илмаринен - кузнец.
5.Лемминкяйнен - веселый беззаботный парень.
6.Лоухи-злая ведьма.
Слайд 7
Сопоставительный анализ
Вяйнемёйнена и Онара
Слайд 8
Онар
Онар -молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель
облика земли марийской,
Онар - зрелый муж, богатырь, отец последующего
поколения богатырей, защитник земли и народа.
Эпос: марийский
Родом: неизвестно.
Портрет: Высокого роста. Одежда: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения, меч, который светится, чуя рядом злые силы.
Занятие: земледелие, охота.
Подвиги: защита родного края.
Богатырская сила: вековые дубы вырывал с корнями – деревья им казались репейником. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы.
Семья: Онар Ава, Мать Онара (Онар ньё)
Жил: возле Волги-реки.
Умер: неизвестно.
Слайд 9
Вяйнемёйнен
Вяйнемёйнен— богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец
родился уже взрослым, герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. После
рождения он ещё восемь лет плавал по волнам, пока, наконец, не настиг суши.
Эпос: карело-финский
Родом: море.
Портрет: Старый, связанный с водной стихией, родоначальник народа Калевалы.
Занятие: пахарь, охотник, рыбак.
Подвиги: пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена с целью получить
волшебные знания.
Богатырская сила: магия, мудрость, волшебное кантеле
Семья: мать - Ильматар, брат – кузнец Ильмаринен.
Жил: на горе у озера Кемми в полудне пути от селения рода Калева.
Умер: уплыл в море.
Слайд 11
Анкета
Знание героев марийского и карело-финского народа
1.Кто такие богатыри?
-герои,
совершающие подвиги во имя Родины;
-люди безмерной силы, стойкости, отваги;
-необычные
люди;
-защитники покоя и благополучия родной земли.
2. Знаете ли богатыря Онара?
-да; -нет.
3. Знаете ли богатыря Вяйнемёйнена?
-да; -нет
4. Кому служили богатыри?
-народу; -себе.
5.Во имя кого или чего богатыри совершали подвиги?
-во имя родной земли;
-во имя людей;
-во имя добра;
-во имя славы
6. Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну ?
-да; -нет.
Слайд 12
«Знание героев марийского и карело – финского народа»
Вывод. Учащиеся хорошо знают богатырей марийского
эпоса. Считают их защитниками родной земли. Они совершали подвиги во имя людей. Участники Великой Отечественной войны тоже приравниваются к богатырям.
Слайд 13
Имена богатырей в географических названиях
С именем
Онара связаны легенды и предания о происхождении озер, оврагов
и курганов на Марийской земле:
с. Кузнецово (Кузнецовская с/а, Горномарийский р-н)
починок Никольский (Коркатовская с/а, Моркинский р-н) – На поле у починка – курган Онара
с. Сердеж (Семисолинская с/а, Моркинский р-н) - Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара
д. Абдаево (Коркатовская с/а, Моркинский р-н). - Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман.
д. ШУКШИЕР (ШУКШЕР) (Сернурский р-н) Название в переводе с марийского языка означает «озеро» реки Шук-ша
- с. Шоруньжа ( Моркинский р-н) - В селе Шоруньжа Моркинского района был заложен первый камень марийскому богатырю, персонажу национальных легенд и преданий – Онару.
Слайд 14
Вяйнемёйнен
В 1873 году в Выборгском парке Монрепо была установлена статуя Вяйнемёйнена
работы Йоханнеса Таканена, утраченная во время Второй мировой войны и восстановленная
в 2007 году.
Кроме того, в городе Сортавала существует площадь Вяйнемёйнена с памятником рунопевцу.
Карельский сепаратист и лидер карельских повстанцев во время Второй советско-финской войны Василий Левонен взял себе псевдоним «Дедушка Вайнемейнен» в честь персонажа «Калевалы».
Слайд 15
Произведения искусства
Онар
Книга «История Ветлужского края».
С. Г. Чавайн –
баллада «Последний Онар».
Н. Морохин – «Комбо корно».
К. К. Васин
– повесть «На земле Онара».
СергейПодмарев - картина "Онар"
Миклай Казаков «Онар».
Марийская сказка «Онар».
Вяйнемейнен
Картины. Мюд Мечев – «Вяйнемейнен», «Вяйнемёйнен играет
на кантеле».
Осмо Бородкин – «Вяйнемёйнен строит лодку».
А. Галлен-Каллела – «Защита Сампо»,
«Отплытие Вяйнемёйнена из Калевалы».
Статья «Немеркнущий свет северной легенды.
Образ Вяйнемейнена в искусстве.»
-Все богатыри уже в своем имени несут значение «силы».
-И Вяйнемейнен, и Онар получали силу ловкость, мудрость от природы.
-В современной литературе интерес к образу богатырей не иссякает. -Богатыри, по преданиям, жили долго.
Различие.
-Помогали людям; спасали свой народ.
-Одни обладали физической силой, а другие магией;
-Некоторые географические объекты объясняются именами богатырей
-Жизнь каждого богатыря-отражение того народа,
где создана легенда или руны о герое.