Слайд 2
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
Слайд 3
Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие
Ф.М.Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом
действия.
Слайд 4
Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман
, точно вылит, так он строен.
При ограниченном числе действующих
лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес!
А.Фадеев
Слайд 5
Цель работы – выявить и описать функции желтого
цвета в тексте романа.
Задачи:
выяснить, какая цветовая лексика используется
в изучаемом произведении;
выявить цели использования желтого цвета в романе;
определить, какое настроение оно помогает передать;
рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя;
изучить функционирование желтого цвета в романе;
обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.
Слайд 6
ФУНКЦИИ ЦВЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ:
1. Различительная, или описательная, функция:
- описания природы,
- описания интерьера,
- описания внешнего вида человека.
2.
Характеризующая функция:
- характеристика действительности,
- характеристика состояния человека.
Слайд 7
СИМВОЛИКА ЖЕЛТОГО ЦВЕТА
1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой
2.
Магическое воздействие
3. Знак отличия в обществе
4. Язык общения с
богами и духами
5. Язык ритуалов
6.Знаки и сигналы
7. Негативная символика желтого и золотого
Слайд 8
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ В РОМАНЕ
М. В. Ломоносов
4,6/13,5
В. К. Тредиаковский
1,8/23,6
А. П. Сумароков 4,8/26,3
Г. Р. Державин 2,5/17,5
В. В. Капнист 4,2/29,6
А. С. Пушкин 4,3/16,3
М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1
Ф. И. Тютчев 2,4/22,5
Н. В. Гоголь 5,0/10,6
Л. Н. Толстой 7,9/1,7
Ф. М. Достоевский 10,6/2,5
Слайд 9
КОМНАТА РАСКОЛЬНИКОВА
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть
длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными
и всюду отставшими от стены обоями...»
Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук».
И, уже лежа в постели, больной «Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать...».
Слайд 10
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной,
имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и
всюду отставшими от стены обоями...»
Слайд 12
КОМНАТА СОНИ
«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по
всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно
зимой».
Слайд 14
КВАРТИРА СТАРУХИ-РОСТОВЩИЦЫ
«Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся
очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана,
с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках...»
«В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».
Слайд 15
ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ
«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его
(Порфирия Петровича) было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое
и даже насмешливое».
«Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)
Слайд 16
ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ
«Она вновь забылась, но это последнее забытье
продолжалось недолго. Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад,
рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла».(Катерина Ивановна)
Слайд 17
ОБРАЗ ЖЕЛТОГО ПЕТЕРБУРГА
Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в
городе, где желтый цвет очень ярко высвечивает болезненную атмосферу
города. Не случайно автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.
Слайд 19
У ДОСТОЕВСКОГО ПЕТЕРБУРГ — ЭТО ГОРОД КОНТРАСТОВ: «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ» И «СИЛЬНЫХ
МИРА СЕГО»; ЭТО ГОРОД, ГДЕ НЕЧЕМ ДЫШАТЬ, ГОРОД РАВНОДУШИЯ
И БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ; ЭТО И ГОРОД-УБИЙЦА, И ГОРОД-ПРИЗРАК, И ГОРОД-ТУПИК; ЭТО УЖАС И БЕЗУМИЕ. БЕЗУМНЫЙ ГОРОД ПОРОЖДАЕТ БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ, ГОРОД-УБИЙЦА ПОРОЖДАЕТ ЛЮДЕЙ-УБИЙЦ.
Слайд 22
Символика
цвета.
Основной цвет романа –желтый.
Желтая каморка Раскольник-ова
сарай с
желтоватыми обоями у
Сони
Желтый цвет в романе создает
ощущение
болезненности,
расстройства,
безысходности
Мебель из желтого
Отполиро-ванного
дерева у
Порфирия
Петровича
Старуха-
Процентщица
Одета в
Пожелтел-ую
кацавейку
Слайд 23
ВЫВОД
Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности,
усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости
и безысходности.
Слайд 24
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ВЫПОЛНЯЕТ РАЗЛИЧИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ:
- УГЛУБЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЕРСОНАЖЕЙ;
- СОЗДАНИЕ УБОГОСТИ КОМНАТ, ГДЕ ЖИВУТ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА;
-
СОЗДАНИЕ БОЛЕЗНЕННОСТИ НЕ ТОЛЬКО ГЕРОЕВ, НО И ГОРОДА ПЕТЕРБУРГ
Слайд 25
ФУНКЦИИ СИМВОЛИКИ ЖЕЛТОГО ЦВЕТА В РОМАНЕ:
1. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
- ОТЧАЯНИЕ
2. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - БЕЗУМИЕ
3. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ -
БОЛЕЗНЬ
4. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - ПРОДАЖНОСТЬ
5. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - ГРЕХ
6. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
7. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – ЦВЕТ ПЕТЕРБУРГА