Слайд 2
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.
ЦЕЛИ УРОКА
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
ЭПИГРАФ
ХОД УРОКА
Слайд 3
ЦЕЛИ УРОКА
Познакомить учащихся с личностью писателя сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина,
с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным
наследием.
Показать связь Салтыкова-Щедрина с сатириками-предшественниками(Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем).
Вспомнить ранее прочитанные произведения сатирика.
Слайд 4
Наглядные пособия
Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина
Выставка книг
Иллюстрации к произведениям
Слайд 9
Эпиграф
Я люблю Россию до боли сердечной
и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Слайд 10
Ход урока
Вступительное слово учителя
Реализация домашнего задания(рассказы учащихся)
Домашнее задание
Слайд 11
Вступительное слово учителя
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Николай Щедрин- псевдоним)
(1826-1889) - публицист, критик, писатель-сатирик, пришедший в русскую литературу,
чтобы сказать свое веское слово, отдать свои силы борьбе с крепостничеством и с самодержавным строем, с миром диких помещиков и глупых генералов. Писатель много лет своей жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером».
Слайд 12
С. Н. Кривенко
Салтыков-Щедрин – человек необычайной работоспособности. Работа
для него– непреодолимая потребность. «Он не мог не писать:
ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого…Он садился к письменному столу писал своим сжатым почерком «страничку – другую, сколько мог»
Слайд 13
К. К. Михайловский
«Внешность Салтыкова-Щедрина усиливала впечатление его
грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном
открытом и высоком лбу, сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти по-детски добродушной улыбкой, что даже люди, мало знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется «под его угрюмой внешностью».
Слайд 14
А. В. Луначарский
«Вчувствуйтесь в это изумительное лицо....
Какая суровость! Какие глаза судьи! Какая за всем этим
чувствуется особенная, подлинная доброта! Как много страдания, вырезавшего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!»
М. Е. Салтыков-Щедрин - гениальный писатель-сатирик. Все, что он делал и писал, это во имя любви к своей родине, своему народу. Он бесконечно верил в силы и возможности человека, в торжество добра и справедливости.
«Не давайте окаменеть... сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего», - говорил Щедрин, обращаясь с горячим приветом к молодым читателям России.
Слайд 15
Реализация домашнего задания(рассказы учащихся)
Детство и юность будущего писателя
Начало
литературной деятельности
«Губернские очерки»(1856-1857)
М.Е.Салтыков – Щедрин на государственной службе
Работа М.Е.Салтыкова
– Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
Создание произведений «Историй одного города»(1869-1870); «Господа Головлёвы»(1875-1880); «Пошехонская старина»(1887-1889); «Сказки(для детей изрядного возраста)»
Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»(1869)
Слайд 16
Родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол
Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Властной и расчетливой
помещицей была мать - Ольга Михайловна, отец же Евграф Васильевич Салтыков - слабохарактерный человек. В атмосфере вражды, лицемерия и жестокости прошло детство будущего сатирика.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ БУДУЩЕГО ПИСАТЕЛЯ
Слайд 17
Воспоминания
Е. Салтыков-Щедрина
«Я видел глаза, которые ничего не
могли выражать кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали
сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».
Слайд 18
1836-1844
Г.Салтыков –Щедрин учился в Московском
дворянском институте, а
затем в Царскосельском лицее.
«Для нас нанимали целую уйму Вральманов,
Цыфиркиных, Кутейкиных.... Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», - вспоминал Салтыков об учебе в лицее.
Слайд 19
Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной
жизнью: читали запрещенные книги, слушали пламенные речи В. Г.
Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.
Слайд 20
Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848).
В них
писатель затронул тему социального неравенства и выступил с критикой
существующего строя. Иван Самойлович Мичулин («Запутанное дело») - «маленький» человек, доведенный нуждой и голодом до отчаяния: «Россия - государство обширное, обильное и богатое, - да человек-то иной глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве!» - сказал Иван Самойлович.
Повесть наполнена негодованием против угнетения человека человеком.
НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 21
Прогрессивные идеи в первых повестях привели в гнев
реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в произведениях
Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».
Высказывание одного из современников писателя: «Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные сочинения. Тут ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных».
Слайд 22
«Вятский плен»
Несмотря на то, что Салтыков служил чиновником
в канцелярии военного министерства, по решению Николая I был
арестован и сослан в Вятку под надзор полиции.
«Вятский плен» продолжался около восьми лет.
Слайд 23
После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург
с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих
классов: «Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом, и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в «Губернских очерках» [10. С. 277].
Слайд 24
Вышли в журнале «Русский вестник» под псевдонимом -
Николай Щедрин. Это произведение - разностороннее исследование провинциальной жизни.
В
«записках» Н. Щедрина, пейзажах, зарисовках, сценах и лирических монологах перед читателем открылся мир несправедливости и насилия, мир чиновников-хищников, купцов-стяжателей, взяточников и казнокрадов.
Автор обличал не отдельные лица и не «частные» злоупотребления властей, а самодержавно-крепостническую систему в целом.
«ГУБЕРНСКИЕ ОЧЕРКИ» (1856-1857)
Слайд 25
В «Губернских очерках» наметились такие черты писательской индивидуальности
Салтыкова-Щедрина, которым еще предстояло развиться в последующих произведениях. Это
«живое ощущение времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть явления, отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к иронии» [10. С. 281].
Слайд 26
4. М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
В Министерстве
внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной
палаты - в Пензе, Туле, Рязани).
Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений, возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами, отстранить от службы погрязших в должностных преступлениях местных чиновников.
Отношение Салтыкова-Щедрина к крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее половинчатый характер, писатель «предвидел и далеко идущие последствия юридической ликвидации крепостного рабства» [20. С. 46].
Слайд 27
Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в
службе, он был в высшей степени правдив и человечен....
Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству....»
Слайд 28
С 1862 года Салтыков-Щедрин работает в «Современнике», а
с 1868 года сначала вместе с Некрасовым, а с
1878 года после смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки». Журнальной деятельности писатель-сатирик отдает все свои силы и знания.
Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку: «...о времени моей службы я стараюсь забыть... Я - писатель, в этом мое призвание».
5. РАБОТА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В «СОВРЕМЕННИКЕ» И «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ»
Слайд 29
6. СОЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» (1869-1870); «ГОСПОДА
ГОЛОВЛЕВЫ» (1875-1880); «ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА» (1887-1889);
«СКАЗКИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА)»
В
условиях постоянных цензурных гонений Салтыков-Щедрин умел говорить читателям правду.
В апреле 1884 г. «любимое детище» Салтыкова-Щедрина -журнал «Отечественные записки» был закрыт навсегда. «Теперь у меня все... отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более жестокое, унизительное, позорное», - писал он.
Слайд 30
Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны.
Он чувствовал себя одиноким. Единственным спасением была работа.
«Он работал...
до последнего вздоха... продолжая выпускать произведение за произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы», - рассказывал один из современников писателя-сатирика.
Слайд 31
«Пошехонская старина» - итоговое произведение писателя, завещание людям.
М.
Е. Салтыков-Щедрин незадолго до смерти написал «завет» своему семнадцатилетнему
сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой завет: люби мать и береги ее, внушай то же и сестре.... Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот и все. Любящий тебя отец. Еще паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».
.
Слайд 32
7. СКАЗКИ «ДИКИЙ ПОМЕЩИК», «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК
ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (1869)
Вопросы:
1) Какими изображает автор
генералов и помещика? Как и в чем проявляется авторское отношение к генералам и помещику?
2) Каким изображает Салтыков-Щедрин русского мужика?
3) Что в сказках правдиво отражает действительность тогдашнего времени?
4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки отмечает?