Слайд 2
Исаа́к Эммануи́лович Ба́бель
(настоящая фамилия Бо́бель)
(1 (13)
июля 1894 — 27 января 1940) — русский писатель.
Слайд 3
Родился в Одессе в семье торговца-еврея.
Начало века было временем общественных беспорядков и массового исхода
евреев из Российской империи. Сам Бабель выжил во время погрома 1905 года (его спрятала христианская семья), а его дед Шойл был одним из 300 убитых евреев.
Слайд 4
Чтобы поступить в подготовительный класс
одесского коммерческого училища Николая I, Бабель должен был превысить
квоту на студентов-евреев (10% в черте оседлости, 5% за её пределами и 3% для обеих столиц), но несмотря на положительные отметки, дававшие право на обучение, место было отдано другому юноше, чьи родители дали взятку руководству училища. За год образования на дому Бабель прошел программу двух классов. Помимо традиционных дисциплин он изучал Талмуд и занимался музыкой. После ещё одной неудачной попытки поступить в одесский университет (вновь из-за квот) он оказался в киевском институте финансов и предпринимательства. Там он встретил свою будущую жену Евгению Гронфейн.
Слайд 5
Евгения Борисовна Гронфейн, с которой он сочетался законным
браком, в 1925 году эмигрировала во Францию. Его другая
(гражданская) жена, с которой он вступил в отношения после расставания с Евгенией — Тамара Владимировна Каширина (Татьяна Иванова), их сын, названный Эммануилом (1926), позже стал известен в хрущёвское время как художник Михаил Иванов (член «Группы девяти»), и воспитывался в семье отчима — Всеволода Иванова, считая себя его сыном. После расставания с Кашириной Бабель, выезжавший заграницу, на некоторое время воссоединился с законной супругой, которая родила ему дочь Наталью (1929), в замужестве — американский литературовед Натали Браун (под чьей редакцией было издано на английском языке полное собрание сочинений Исаака Бабеля).
Слайд 6
Последняя (гражданская) жена Бабеля — Антонина Николаевна Пирожкова,
родила ему дочь Лидию (1937), живет в США. В
2010 году в возрасте 101 года приезжала в Одессу и смотрела макет памятника мужу.
Слайд 7
Свободно владея идишем, русским и французским
языками, Бабель первые свои произведения писал на французском языке,
но они до нас не дошли. Первые рассказы на русском Бабель опубликовал в журнале «Летопись». Затем, по совету М. Горького, «ушёл в люди» и переменил несколько профессий.
В 1920 был бойцом и политработником Конной армии.
Слайд 8
В 1924 опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы
«Конармия» и «Одесские рассказы». Бабель сумел мастерски передать на
русском языке стилистику литературы, созданной на идиш (особенно это заметно в «Одесских рассказах», где местами прямая речь его героев является подстрочным переводом с идиша).
Слайд 9
Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и
значению творчества Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса»
и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма».
В «Одесских рассказах» Бабель в романтическом ключе рисует жизнь еврейских уголовников начала XX века, находя в обиходе воров, налётчиков, а также мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры.
Слайд 10
В 1926 году И.Бабель выступил редактором первого советского
собрания сочинений Шолом-Алейхема, в следующем году адаптировал для кинопостановки
роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».
В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Слайд 11
В 1928г. Бабель опубликовал пьесу «Закат»), в 1935
— пьесу «Мария». Перу Бабеля принадлежит также несколько сценариев.
Мастер короткого рассказа, Бабель стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменяется строгой и сдержанной повествовательной манерой.
Слайд 12
В мае 1939 Бабель был арестован по обвинению
в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и расстрелян
27 января 1940.
Слайд 13
Творчество Бабеля оказало огромное влияние на литераторов «южнорусской
школы» (Ильф, Петров, Олеша, Катаев, Паустовский, Светлов, Багрицкий) и
получило широкое признание в Советском Союзе, его книги переведены на многие иностранные языки.
Слайд 14
В 1954 году посмертно реабилитирован. При активном содействии
Константина Паустовского, после 1956 года Бабель был возвращён в
советскую литературу. В 1957 году был издан сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы.
Слайд 16
Всего Бабелем написано около 80 рассказов, объединённых в
сборники, две пьесы и пять киносценариев
Цикл статей «Дневник» (1918)
о работе в ЧК и Наркомпросе
Серия очерков «На поле чести» (1920) на основе фронтовых записок французских офицеров
Сборник «Конармия» (1926)
Еврейские рассказы (1927)
«Одесские рассказы» (1931)
Пьеса «Закат» (1927)
Пьеса «Мария» (1935)
Неоконченный роман «Великая Криница», из которого была опубликована только первая глава «Гапа Гужва» («Новый мир», № 10, 1931)
фрагмент повести «Еврейка» (опубликован в 1968 г.)
Слайд 17
в 1960-х годах, тем не менее, его произведения
подвергались сильной цензуре. Дочь писателя, американская гражданка Натали Бабель
(Браун, англ. Natalie Babel Brown, 1929—2005) сумела собрать малодоступные или неопубликованные произведения и издать их с комментариями («The Complete Works of Isaac Babel», 2002).
Слайд 18
Мемориальная доска в Одессе, помещенная на доме,
где
жил Бабель.
Слайд 19
Монумент, посвященый И.Бабелю, планируется поставить на пересечении улиц
Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где он когда-то жил.