Слайд 2
27 сентября – день государственности Республики Саха (Якутия)
Слайд 3
…Словно образ из преданья, В моих песнях и
мечтаньях
Ты, Якутия, живешь.
Василий Семёнович Яковлев
(Далан)
Василий Семёнович Яковлев
Яковлев Василий Семёнович
(известен под псевдонимом Далан; 1 апреля 1928, Кытанахский наслег, Чурапчинский улус, Якутская АССР — 27 ноября 1996) — народный писатель Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии имени П. А. Ойунского.
Слайд 4
Далан внес большой вклад в развитие якутской литературы,
культуры и образования
В 1976 г. никому неизвестный тогда сельский
учитель В.С. Яковлев под псевдонимом Далан опубликовал на страницах журнала "Хотугу Сулус" свое первое произведение - повесть "Дивная весна". Якутских читателей заинтересовала и следующая повесть Далана
"Песнь великой тайги" (1980). В последующие годы широкую известность получили романы Далана, написанные на историческую тематику "Глухой Вилюй" и "Тыгын Дархан".
Слайд 5
Писатель-педагог В.С. Яковлев-Далан написал для детей книги "Легенды
Белого Севера", "Тэппэй взрослеет", "Белые стерхи Севера" и другие.
Он также был составителем хрестоматии "Якутская литература" для
Х класса.
Слайд 6
Легенды, записанные и обработанные народным писателем Республики Саха
(Якутия)
Василием Семеновичем Яковлевым знакомят детей с фольклором народов Севера,
открывают его самобытную поэзию.
Слайд 7
Давным-давно, когда деды наших прадедов не имели еще
ни одного седого волоса, на Индигирке жили в мире
и согласии люди племени Хангаи и Энге.
Слайд 8
Племена разводили оленей, охотились, ловили рыбу и кочевали
по угодьям.
Летом разводили веселые костры, и гулкая земля всю
ночь вздрагивала от многолюдного танца сээдже.
Слайд 9
В ту далекую пору на Индигир-реке жил один
богатый Энге.Но не только богатством он был известен. Но
и единственной дочерью, нежной, прекрасной, как летний цветок.
Слайд 10
Она была приветлива, как весна, и имела любящее
сердце матери. И всем , кто бывал у этого
богача, девушка очень нравилась.
Слайд 11
Отец любил свою дочь, но еще больше он
любил богатство. И потому ему хотелось найти жениха, который
бы смог заплатить за невесту небывало большой выкуп.Таких женихов в окрестности не было.
Слайд 12
Но однажды отец и дочь увидели, что перед
их тордохом (жилищем) стоят на привязи два прекрасных бура
(оленя). Это значит, что приехали двое женихов.
Слайд 13
И только на третий день появились два молодых
богатыря. Один был из племени Хангаи, а другой приехал
с далекой Чукотки.
Слайд 14
Читаем вместе
Ни один из них не уступал другому
ни красотой, ни статью, ни богатством своих одежд.
На парне
из племени Хангаи была шуба из рысьих шкур, штаны из собольих шкурок, шапка из камчатского бобра, рукавицы из лапок черных лисиц.
Слайд 15
Читаем вместе
Оба они сказали нужные уважительные слова и
о том, что они приехали свататься и играть свадьбу.
Слайд 16
Читаем вместе
По старинным обычаям оба парня должны прожить
в работниках у бая целый год и пасти его
оленьи стада.
И за лучшего работника бай должен выдать свою дочь замуж.
Слайд 17
Читаем вместе
Целый год парни пасли оленей. Оба оказались
равны друг другу.
Но за год бай узнал, что чукотский
жених богат, а парень из племени Хангаи сирота.
Слайд 18
Давайте поразмышляем.
Как вы думаете, кому из них отдаст
предпочтение отец?
Почему вы так считаете?
Поинтересовался ли он о желании
дочери?
Как вы думаете, девушка сделала свой выбор?
(стр 6)
Слайд 19
Читаем вместе.
По обычаю
предков: пусть победит тот, кто сильнее.
По давним обычаям женихи
должны драться смертным боем.
Победитель сыграет свадьбу, а побежденного сожгут на костре.
За год парни подружились, но обычай предков был строг. И они взялись за оружие.
Слайд 20
Читаем вместе
С яростными криками бились они, обрушивая друг
на друга тяжелые удары.
Предки знали, что любовь должна победить.
Слайд 21
Читаем вместе
Так и случилось: боевая рогатина чукотского парня
сломалась, а парень из племени Хангаи опустил оружие –
он не мог убить беззащитного.
Это было против древних правил. И отец девушки крикнул:
_Ты нарушил обычай предков. За это ты сам должен поплатиться жизнью.
Слайд 22
Читаем вместе
Парня схватили, раздели и привязали к дереву.
Тучи
комаров накинулись на обнаженное тело.
Наступила ночь. Чукотский богатырь прокрался
к привязанному товарищу и перерезал путы.
Слайд 23
Читаем вместе
Шатаясь от слабости, он пришел в тордох
девушки.
Молодые влюбленные решили бежать.
Они надели , сшитые из шкур
белых оленей.
Утром отец узнал о побеге, он велел своим воинам вернуть беглецов.
Слайд 24
Читаем вместе
Парень и девушка , увидев погоню, взбежали
на крутую гору и остановились на самой ее вершине.
Дальше
бежать было некуда.
Воины вдруг остановились: они услышали песню.
Слайд 25
Читаем вместе
Парень и девушка пели.
…И было в их
голосах столько любви и нежности друг к другу, что
воины не решились идти дальше.
Слайд 26
Дух Матушки-Хозяйки Индигир –реки, выслушай нас.
, - звенела
песня.-Нам нет места на этой земле, потому что мы
любим.
Научи нас летать, чтобы мы полетели к веселому солнцу.
Слайд 27
Смолкла песня.
…и влюбленные, не желая, чтобы их разлучили,
бросились со скалы.
И вдруг на глазах изумленных воинов у
парня и девушки выросли за спиной по два белоснежных крыла.
И люди-птицы взмыли к бездонному и вечному небу.
Так велика была любовь…
Слайд 28
С тех пор на Индигир – реку каждую
весну прилетают белые стерхи. Они кружат в синем
небе, поют и ищут племена Хангаи и энге, ищут их дымящиеся кострами тордохи и зеленый холм, на котором гудит и волнуется танец сээджэ…
Ищут и не находят.
Слайд 29
Поэтическая зарисовка из стихотворения Семена Данилова «Первый снег»,
где автор, создавая великолепный образ природы, сравнил падающий снег
с пляской белых журавлей..
Пляску белых журавлей пляшет первый снег
Этот чистый , белый свет дорог мне навек.
Рощ спокойных тишина, белые поля,
Как невеста под фатой, хороша земля.