Слайд 2
1. Происхождение термина барокко.
Существует несколько версий
происхождения термина:
1) от итальянского
“baruecco” - жемчужина неправильной формы;
2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического)
силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
3) от итальянского “barocco” - грубый, неуклюжий, фальшивый.
В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки.
Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
Слайд 3
2. Термин барокко.
Термин «барокко» первоначально применялся к архитектуре
и музыке, затем распространился на живопись и др. виды
искусств. К литературе систематически начинает применяться с 1920-х гг. В 1950-е – 1960-е возникает мода на «барокко» в литературоведении.
Слайд 4
До 19 века – термин имел негативный оттенок.
Конец
19 века – переоценка барокко.
Историки искусств: Якоб Буркхардт и
Генрих Вёльфлин.
Буркхардт («Культура Италии в эпоху Возрождения», 1876): барокко – искусство, возникшее на закате Ренессанса из распада классического ренессансного стиля, барокко - «упадочный» стиль (отчасти сохраняется негативное отношение)
Вёльфлин(«Ренессанс и барокко», 1888): барокко - целая стилевая эпоха, пришедшая на смену Ренессансу. Ренессанс и барокко – две равноправные модели художественного творчества.
Слайд 5
XX век – реабилитация термина и понятия, ощущение
близости искусства барокко современному восприятию.
Д. С. Лихачев: Ренессанс
– барокко – классицизм. Барокко – «вторичный» стиль.
А. В. Михайлов: барокко – основной «стиль эпохи» 17 столетия.
И.Ф. Волкова: главный стиль и художественная система 17 века – классицизм.
Н. Т. Пахсарьян в своем подходе к барокко и классицизму примиряет эти спорящие концепции. Для нее барокко и классицизм – две равноправные художественные системы (и два равноправных стиля) XVII столетия.
Слайд 6
3. Человек эпохи барокко.
Женщина барокко дорожит бледностью кожи,
на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная
юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Мадам де Монтеспан
Слайд 7
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен
— от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он
предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики.
Антонис ван Дейк
Слайд 8
4. Черты барокко.
Создание универсальной картины мира из
множества элементов, единство во множестве.
Стремление к синтезу искусства
и науки, к синтезу разных искусств и разных наук. Включение в художественное произведение элементов научной прозы и т.п.
Любовь к контрастам и парадоксам.
Создание сложной картины противоречивого бытия (жизнь и смерть, добро и зло соединяются в искусстве барокко). Создание сложной метафоры.
Любовь к загадкам, ребусам, шарадам, интеллектуальным парадоксам, игре ума.
Театральность образов, жестов, поз. Образ сцены. Концепция «Жизнь есть театр».
Слайд 9
В литературе - пышный стиль, плетение словес. Стилевая
«перенасыщенность»
Любовь к иллюзорным эффектам (отражение концепции иллюзорности бытия). Мотив
смешения иллюзии и реальности.
Смешение жанров.
Обилие сюжетных линий, персонажей, сложность композиции
Интерес к движению, динамике, порывам.
В целом искусство барокко причудливо сочетает в себе рассудочность и иррациональность.
Цель искусства в понимании художников барокко – волновать и удивлять (а не «поучать, развлекая»).
Таким образом, оно воздействует в первую очередь на чувства, хотя для его восприятия требуется часто весьма серьезная интеллектуальная подготовка.
Слайд 10
5. Барокко в литературе.
Основные черты: широкое использование символов,
метафор, театральных приёмов, графических изображений (строки стихов образуют рисунок),
насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами, бурлескно-сатирическое отношение к действительности, стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность, тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Кальдерон «Жизнь есть сон».
Слайд 11
Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж.
де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман
(Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм)(Испания), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия)
Слайд 12
На западе в области романа выдающийся представитель —
Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы — П.
Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. Барокко неоднородно.
Слайд 13
6. Барокко в живописи.
Основные черты: динамизм, динамизм композиций,
«плоскость» и пышностью форм, аристократичность и незаурядность сюжетов. Самые
характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.
Слайд 14
Представители: Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения
близ Милана прозвали Караваджо (картины «Екатерина», «Вакх»).
Слайд 15
Аннибале Карраччи (1560—1609) и Гвидо Рени (1575—1642)
Карраччи
Аннибале «Римский пейзаж»
Рени Гвидо. "Аталанта и Гиппомен", 1622-25
Слайд 16
Питер Пауль Рубенс (1577—1640)
Рубенс, Петер Пауль. Вирсавия
у колодца
Рубенс, Петер Пауль. Детская головка.
Слайд 17
ван Дейк (1599—1641)
Ван Дейк. Молодая женщина с
ребенком
Ван Дейк. "Распятие." 1621-1625
Слайд 18
Рембрандт (1606—1669)
Рембрандт, Еврейская невеста
Рембрандт, Аристотель с бюстом
Гомера
Слайд 19
Диего Веласкес (1599—1660)
Диего Веласкес. Портрет дамы с
веером
Диего Веласкес. Maгнa Тереза
Слайд 20
7. Барокко в архитектуре.
Основные черты: пространственный размах, слитность,
текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные
колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон
Слайд 21
Карло Мадерна (1556—1629 гг.)
Карло Мадерна. Базилика собора
св. Петра.
Слайд 22
Бартоломео Франческо Растрелли
Растрелли. Эрмитаж в Царском селе
Растрелли.
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе
Слайд 23
8. Барокко в скульптуре.
Основные черты: изысканность сюжетов, повышенная
декоративность форм, динамичность композиций, передаче сложных драматических чувств. Но
драматизм этот нередко приводил к экзальтации, а чувства становились как бы театральными. Фигуры и лица персонажей делались неправдоподобно прекрасными, их движения и жесты – изысканно грациозными. Все было слишком красивым, чтобы быть реальным, слишком изящным, чтобы быть драматичным.
Слайд 24
Лоренцо Бернини
Лоренцо Бернини. Экстаз святой Терезы
Лоренцо Бернини.
Похищение Прозерпины.
Слайд 25
Бартоломео Франческо Растрелли
Растрелли. Памятник Петру I
Растрелли. Портрет
Петра I
Слайд 26
9. Музыка барокко.
В эпоху барокко произошел взрыв новых
стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля
католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Возрождения, позволило процветать нерелигиозной музыке.
Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.
Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился при барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения, и вероятно это слово имело значение 'контрастировать' или 'бороться', но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки.
Слайд 27
Представители: Корелли, Вивальди, Кавальери, Монтеверди (Италия), Рамо, Гендель
и Перселль (Англия, Франция).
Антонио Вивальди
Георг Фридрих Гендель
Слайд 28
10. Основные проблемы изучения литературного барокко в отечественной
науке XX – начала XXI вв.
А. А. Смирнов.
тенденциозный подход;
Отождествление
ренессанса (как «стиля эпохи») с гуманизмом (как мировоззрением);
Стилевые признаки барокко у Шекспира и Сервантеса;
Противопоставление «трагического гуманизма» стилю барокко.
Слайд 29
40–е – 60–е гг.
А. А. Акнист
Трагический гуманизм соотносится
с маньеризмом.
А. Н. Горбунов
Идентичность маньеризма как стиля раннему барокко;
Отказ
от термина «трагический гуманизм».
Слайд 30
70–е – 90–е гг.
А. В. Михайлов
Барокко – основа
художественного мировидения 17 века;
Барокко включает в себя классицизм.
Н. Т.
Пахсарьян
Барокко и классицизм образуют «единство противоположностей» в худ. жизни 17 столетия;
Барокко и классицизм – стили, методы, худ. системы.