Слайд 2
Из «Повести временных лет»
«И начал княжить Владимир в
Киеве один и поставил
кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а усы золотые, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
И приносили жертвы им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам, и осквернялась кровью земля русская и холм тот».
Слайд 3
Текст написан не современником событий, а человеком иного
времени, этот человек – монах, верующий в Иисуса Христа,
а пишет он о временах, когда на Руси еще не было принято христианство, поэтому он отрицательно относится к языческим богам.
Итак, «Повесть…» свидетельствует, что до крещения Руси, наши предки, также как и древние египтяне, греки, верили, что мир управляется не единым Богом, а многими.
Что же это были за божества?
Слайд 4
Анчутка
Анчутка – маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько
сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску,
а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес.
… сами маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка.
А. М. Ремизов, «Банные анчутки»
Слайд 5
Банник
Банник — демонологический персонаж в поверьях восточных славян. Полагали,
что он, в отличие от других духов, людей не
любит, отличается злым нравом.
Неслучайно: ведь ему приходится иметь дело с грязью физической и духовной, которую оставляют в бане люди. Откуда появился он — сложно сказать. Возможно, как и Домовой, Банник является духом предков хозяев. Как бы то ни было, главная обязанность Банника — надзирать за порядком в бане, наказывать тех, кто его нарушает.
Слайд 6
Обдериха
Кроме Банника, в бане живет Обдериха, которую считают
либо Банником женского пола, либо его женой. Выглядит она
неприглядно — лохматой, страшной старухой, иногда перекидывается в кошку, обезьяну, иногда в красивую голую женщину. Другое ее название — Шишига. Этот дух еще более коварен: перекидывается в знакомого человека, зовет попариться в баню, но может убить.
Слайд 7
Берегиня
«Этимологический словарь славянских языков» реконструирует форму *bergyni «береговая фея, русалка»,
и возводит её к праслав. *bergъ «берег».
Русалками берегинь считал ещё В. Даль в
своём «Толковом словаре».
Однако С. Л. Николаев и А. Б. Страхов считают связь русалок с берегинями, а берегинь с берегом надуманной, равно как и связь русалок с берегом в народных представлениях не очень отчётлива.
У украинцев отмечена перегеня — ряженая девушка, пугающая, шутки ради, подруг: в вытянутые вверх руки она брала клубок, изображающий голову, а руки и плечи закрывались одеждой.
Слайд 8
Велес
Божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и
поэзии.
Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в
дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой»[2].
Так, например, Боян «Слова о полку Игореве», названный в нём «Велесовъ внуче», осмысляется не как внук некоего Велеса, а как «богатырей внук»[10]. Б. А. Успенский, хотя и употребляет иногда в своей книге[11], написание «Волос ~ Велес» как дань авторитету
Слайд 9
Водяной
Водяно́й (также водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик; чеш. vodník; в.-луж. wodby muž, wodnykus;
словен.povodnj,
vodni mož) —
в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение
стихии воды,
как отрицательного и опасного начала[2].
Слайд 10
Волколак
Волкола́к в славянской мифологии человек-оборотень, на определённое время принимающий образ волка.
Волколака чаще описывали как обычного волка, но иногда указывались определённые
странности в его внешнем виде и поведении, указывающие на его человеческое роисхождение.
Волколак сохраняет людской разум, но не может говорить.
Он присутствует у всех славянских народов, но лучше всего представлен у белорусов, поляков и украинцев. Русские таких мифологических персонажей чаще называли просто о́боротнями,
Слайд 11
Даждьбог
Один из главных богов в восточнославянской мифологии,
бог
плодородия и солнечного света.
Даждьбог — это deus dator, «высшее существо,
одаряющее людей земными благами»[8].
«Даждьбожьи внуки» — такую метафору использовал автор «Слова о Полку Игореве» в отношении русичей для выделения их родственной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов:
Слайд 12
Макошь
Макошь почитают Пряхой Судеб, покровительницей женских ремесел, Богиней
Магии. В некоторых обрядах Мать-Макошь упоминается как Богиня Плодородия,
особенно когда обряд посвящен взращиванию льна, необходимого для прядения и ткачества.
В хоромах Макошь живут вместе с ней две сестры Доля и Недоля. Иногда их называют дочерями Макошь. Макошь-матерь прядет ниточки судьбы для людей и Богов, а Доля и Недоля нити в клубки сматывают. Чей клубок возьмет Доля, тому судьба добрая, коли Недоля ниточку в клубок смотает, судьба худая у человека.
Слайд 13
После принятия христианства славяне продолжали поклоняться Рожаницам и
еще одному богу – Роду
Среди изваяний, поставленных Владимиром в
Киеве, не было Велеса, Рода, Рожаниц
Для князя и его дружины важным был Перун, воинственный и грозный, то для тех, кто трудился на земле и зависел от сил природы, значительно важнее были Велес, Род, Рожаницы
Слайд 14
Перун
Перун-громовержец – это сын Отца НебесногоСварога и Небесной Матери-Богородицы, Лады.
Рождён был Перун в Мир по особому замыслу Рода Творца,
Прародителя всех богов и людей. Предназначение Перуна – это быть защитником Мира Яви, делать слабых сильными, помогать становиться смелее и мудрее.
Не один оберег имеется в обиходе у славян, которыми они к Перуну обращаются. С их силою соединена мощь Бога грозы и Справедливости.
Слайд 15
Стрибог
Стрибог (Ветровей, Ветродув, Стриба) – славянский Бог Воздуха и
Ветра, отец всех ветров. Стремительный Стрибог первым узнает новости
и старается успеть везде, он участвует во многих славянских мифах, помогает другим Богам.
Стрибог – Бог стихии Воздуха, один из славянских стихийных Богов, к которым традиционно обращаются в заговорах и обрядах.
Слайд 16
Сварог
Сварог — славянский Бог Огня, Отец Богов
Сварог Бог
славян – Бог-Творец, Справедливый Судья (Сварог Бог огня Справедливости). Творческая
сила Сварога участвовала также в творении Миров, его также называют Отцом Небесным. Славянский Бог Сварог считается «Отцом Богов», мужской ипостастью Бога Рода.
В славянском пантеоне считается верховным управителем, ставший им после ухода Рода-Творца на покой.
Слайд 17
Морена
Богиня Морена — славянская Богиня Зимы и Смерти
Морена (Мара,
Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти.
С именем Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак» и даже «смерть». Богиню Морену побаивались, однако, уважали. Особенно на Севере, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине Морене.
Упоминания имени Морены встречаем в текстах северных заговоров. Уговоры, обращенные к Богине Смерти, чаще всего читают для доброго дела, например, исцеления от хворей.
Слайд 18
Ярило
Ярило — славянский Бог весеннего Солнца
Ярило (Яровит, Ярый Вихрь,
Ярый Бог, Волчий пастырь) – славянский Бог Весеннего Солнца,
почитаемый славянами как Бог Плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец. Можно сказать, что славянский Бог Весеннего Солнца почитаем всеми.
Вместе с Ярило приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств, приток сил. Именно Ярило приводит к людям Лёлю, Богиню Весны в день весеннего равноденствия.
Слайд 19
Святобор
СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура ЛЕСНОГО пантеона. Святобор — олицетворение
вечно живой природы
СВЯТОБОР - бог лесов, который служит Велесу как покровителю
не только домашнего скота, но и зверя лесного. Непосредственно Святибору подчинено все воинство духов лесных. С помощью этого воинства он охраняет и леса, и вое зверье лесное. Посвященные ему наиболее примечательные лесные угодья получали название святого бора.
Слайд 20
Радогост
Бог Радогост — противоречивый образ славянского Бога
Одни наши
предки славяне (руссы) почитали Радогоста как Бога Возмездия, отмщения,
к которому обращались за справедливыми воздаяниями после оскорбления либо кровной обиды.
Другие же славянские пращуры почитали Радогоста как Древнего Бога Гостеприимства, урожайности, плодородия и даже торговых взаимоотношений.
Самыми первыми упоминаниями о Радогосте, поклонении ему описаны в 1492 году Писторисом. Первое изображение Радогоста было обнаружено на гравюре (1133 г.).