Слайд 2
Черты романтизма
Романтична сама тема любви, тем более в
её трагическом звучании. Любовь для Куприна — это спасительная
сила,дающая смысл и оправдание всему его существованию. Писатель выбирает экзотическое место действия (в «Гранатовом браслете» — Крым). Пейзаж выполняет самые различные роли. Очень часто он бывает фоном или обрамлением, неся на себе эстетическую нагрузку; рассказывает о внутреннем мире героев, дополняя их психологическую характеристику; выражает отношение автора к своим персонажам.
Слайд 3
Автор использует мистические и сказочные мотивы. Некоторым предметам
Куприн придаёт особый, символический смысл Последняя глава рассказа «Гранатовый
браслет» написана ритмизованной прозой — она напоминает стихотворение в прозе. Все эти романтические черты придают высокий смысл произведениям Куприна о любви.
Слайд 4
«Любовь — всегда трагедия...»
Любовь в повести — трогательное
и проникновенное чувство, страстное, всецело завладевающее человеком. Оно позволяет
проявиться лучшим свойствам души, озаряет её светом доброты и самопожертвования. Но любовь у Куприна — почти всегда трагедия.
Рассказ посвящен одной из главных тем всего творчества Куприна – теме бескорыстной, возвышенной, романтической любви.
Писатель рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет»
Слайд 5
Из истории создания
В основе рассказа лежит реальная
курьёзная история любви скромного небогатого человека к светской даме.
Частный случай опоэтизирован писателем, стал настоящим гимном любви. Трагического финала в реальной жизни не было тоже.
Писатель также развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Тихий, скромный и незаметный чиновник со смешной фамилией Желтков оказывается человеком, нисколько не уступающим в благородстве великосветским аристократам. Любовь в его жизни стала не только страданием и единственным смыслом жизни — она возвысила его. Силой своей любви он поднимается над мелочной суетой и условными приличиями в обществе и вырастает в трагического героя. Перед нами человек, обладающий великим талантом любви.
Слайд 6
Эпиграф и название рассказа
Эпиграф у рассказа необычный: первая
строчка из второй части сонаты Бетховена, «Аппассионаты». Структуру рассказа
можно соотнести со структурой музыкального произведения. Можно сказать, что на протяжении 13 глав в содержании рассказа чередуются различные ритмы, темпы. В названии заключён символ безнадёжной, восторженной, бескорыстной и благоговейной любви главного героя. Своей возлюбленной в день её именин он дарит самое дорогое, что у него есть — фамильную драгоценность. Гранатовый браслет.
Слайд 7
Внешне браслет выглядел безвкусной безделушкой: «золотой, низкопробный, очень
толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь
покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но по старинному преданию, сохранившемуся в его семье, «браслет имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».
Слайд 8
Построение и содержание рассказа
Рассказ начинается с пейзажного изображения,
которое задает спокойный, медленный ритм.
Графиня Вера Николаевна Шеина ведет
привычное, словно дремотное существование: любовь к мужу давно переросла в дружбу, детей нет. Описание ее жизни оттенено холодноватым осенним пейзажем засыпающей природы: «Деревья успокоились, покорно и бесшумно роняли свои желтые листья».
Постепенно ритм событий убыстряется: на именины Веры Николаевны съезжаются гости. Тревога закрадывается неожиданно: суеверная аристократка вдруг отмечает , что гостей тринадцать. Появляется мотив отрицания настоящей любви: среди гостей нет людей, счастливых в любви. Тревога нарастает, когда именинница получает в подарок гранатовый браслет от влюбленного в нее чиновника, который подписал свое поздравление буквами Г.С.Ж. Ритм повествования меняется: героиню охватывает ожидание несчастья.
Слайд 9
Ощущение неустойчивости автор вводит через необычные запахи, которыми
никогда не обладали привычные окружающие предметы: морская вода пахнет
резедой, гроздья винограда – клубникой, белая акация – конфетами.
Все это усиливает напряжение. Читателю уже ясно: несмотря на быт и гладкость в отношениях с мужем, Вера не знает что такое любовь.
События нарастают, и темп и ритмы убыстряются. Муж и брат Веры приходят к Желткову с требованием оставить её в покое, а развязка происходит на следующий день: из газеты вера узнаёт о загадочном самоубийстве чиновника Г. С. Желткова.
Слайд 10
Кульминация — звучание главных аккордов рассказа
Княгиня Вера прощается
с застрелившимся Желтковым. Это их единственное свидание. И это
прощание — поворотное событие во внутреннем состоянии героини: она поняла, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Под звуки «Аппассионаты» Бетховена, которую Желтков завещал ей прослушать, в душе Веры звучат слова человека, любившего её больше жизни: «Да святится имя Твое!..» Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельной высоты. Под звуки гениальной музыки происходит удивительное соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.
Слайд 11
Главная идея рассказа
«Гранатовый браслет»
Нет места настоящим чувствам
в бездушном мире...