Слайд 2
«Мцыри» как романтическая поэма.
Начальное представление о романтизме
Слайд 3
РОМАНТИЗМ
Составьте ассоциативный ряд к словам РОМАНТИЗМ, РОМАНТИЧЕСКИЙ,
РОМАНТИКА
Слайд 4
Романтизм -
направление в литературе и искусстве к.18-н.19
Слайд 5
Романтизм
Зародился в Германии
В кругу писателей и философов
йенской школы
(Братья Шлегели, Людвиг Тик, Новалис)
Слайд 6
Романтизм -
Сложился в противовес классицизму
Слайд 7
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Исторические
причины
Слайд 8
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Исторические
причины Великая Французская
революция
(1789г)
Разочарование в
итогах революции,
Слайд 9
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Великая Французская
революция (1789г)
Разочарование в итогах
революции, в идеях
Просвещения, буржуазного
прогресса
Слайд 10
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Главный
конфликт
Слайд 11
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Главный конфликт
Личность
Общество
Слайд 12
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Главный конфликт
герой
мир
Слайд 13
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
3. В центре
внимания
романтиков
ЛИЧНОСТЬ
глубокая,
сложная;
внутренний мир героя
Слайд 14
4. Принцип романтического
двоемирия
реальный
мир
идеальный
мир
Слайд 15
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
5. Герой
исключительная личность
всегда одинок
страстность, таинственность
Слайд 16
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
5. Р. типы героев
наивный чудак
бунтарь-одиночка
бродяга, разбойник
демоническая
личность
разочарованный наблюдатель
Слайд 17
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
6. Пейзаж
необычный,
экзотический,
величественный, прекрасный
таинственный
Слайд 18
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
6. Пейзаж: море, горы, небо
Бурные
стихийные проявления природы или покой
Слайд 19
Формула романтизма
исключительный
герой
исключительные
обстоятельства
Слайд 20
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
7. Черты
интерес к УНТ
тяга к фантастике
красочность языка
(яркие эпитеты, метафоры,
приподнятый тон повествования)
Слайд 21
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
8. Новые жанры
исторический роман
элегия
баллада
лирическое стихотворение
фантастическая повесть
Слайд 22
РОМАНТИЗМ В РОССИИ
Возник позже, чем в Европе
Подражательный хар-р
Начался
с В.А.Жуковского
Расцвет – раннее творчество Пушкина, Лермонтов, Рылеев, Баратынский
Слайд 23
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
9. Представители в литературе
В Германии –
Гофман, братья Гримм, Гейне
Слайд 24
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
В Англии
Поэты «озёрной школы»
(Вордсворт, Кольридж).
Яркий представитель –
Байрон
Слайд 25
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Во Франции – Шатобриан,
Гюго, Ж.Санд
В США – Э.По, Купер
Слайд 26
РОМАНТИЗМ В РОССИИ
Возник позже, чем в Европе
Подражательный хар-р
Начался
с В.А.Жуковского
Расцвет – раннее творчество Пушкина, весь Лермонтов, Рылеев,
Баратынский
Слайд 27
РОМАНТИЗМ В РОССИИ
В России появляется после
Отечественной войны 1812г.
Заканчивается
в 1840г.,
уступая место реализму.
Слайд 28
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
2
вида романтиков
созерцательные революционные
отказ от борьбы,
от
попыток изменить
судьбу
Слайд 29
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
2
вида романтиков
созерцательные
(поэты «озёрной
школы»,
Жуковский)
Слайд 30
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
2
вида романтиков
революционные
Протест против мирового зла,
борьба с ним (Байрон, Пушкин, Лермонтов)
Слайд 31
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Сферы искусства
Музыка – Шуберт, Шопен,
Вагнер, Глинка,
Римский-Корсаков, Чайковский
Слайд 32
РОМАНТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Живопись –
Айвазовский,
Кипренский, Тропинин
Особенности
«Мцыри» как романтической поэмы
Особенности
«Мцыри» как романтической поэмы
1. Место действия
2. Герой
3. Сюжет
4. Конфликт
5. Пейзаж
6. Язык поэмы
7. Примеры художественных средств и приёмов, их роль.
Слайд 35
Домашнее задание
1. с.251- 257 (прочитать)
2. учить лекцию о
романтизме
3. письменно определить стихотворный размер поэмы
Слайд 36
В.Г.Белинский о размере и рифме поэмы
«Это четырехстопный ямб
с одними мужскими окончаниями … звучит и отрывисто падает,
как удар меча, поражающего свою жертву».
Слайд 37
Словарь терминов
Рифма
мужская
женская
Ударение падает
на последний на предпоследний
слог в строке слог в строке
Слайд 38
Рифмы в поэме только мужские. Это помогает передать
взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме
того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.
Слайд 39
«Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую
перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для
героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения». (В.Коровин)