Слайд 3
За́падничество — сложившееся в 1830 – 1850 - х годах направление общественной и
философской мысли
Слайд 5
Объективный смысл западничества заключался в борьбе с крепостничеством
и в признании «западного», то есть буржуазного пути развития
России.
Слайд 7
За́падничество — сложившееся в 1830 – 1850 – х
годах
направление общественной и философской мысли.
Западники, представители одного из
направлений русской общественной мысли 40 – 50 – х годов XIX века , выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.
Слайд 9
Западничество представляли
В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин,
П.В.Анненков, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, В.А.Милютин, И.И.Панаев, А.Д.Галахов, В.Н.Майков, Е.Ф.Корш, Н.Х.Кетчер,
Д.Л.Крюков, П.Г.Редкин,
а также петрашевцы (в современной исторической науке существует мнение, согласно которому петрашевцы исключаются из западничества как особое идеологическое явление).
Слайд 12
Это отчетливо показали теоретические споры Герцена (поддержанного Белинским
и Огаревым) с Грановским, Коршем и другими в 1845-1846
годах
по вопросам
- атеизма,
- об отношении к социалистическим идеям в противовес либеральной тенденции в западничестве.
Слайд 14
Представители западничества выступали
- за «европеизацию» страны –
отмену крепостного права,
- установление буржуазных свобод, прежде свободы
печати,
за широкое и всестороннее развитие промышленности.
Слайд 17
В этой связи они высоко оценивали реформы Петра
I, подготовившие дальнейшее прогрессивное развитие России.
Слайд 19
В области литературы западники выступали в поддержку реалистического
направления и прежде всего творчества Н.В.Гоголя.
Слайд 21
Главной трибуной западничества были журналы
«Современник» и «Отечественные записки».
Слайд 23
Идеи западничества выражали и пропагандировали
Слайд 24
публицисты и литераторы —
П. Я. Чаадаев, В. С.
Печерин, И. А. Гагарин,
В. С. Соловьёв
(представители так называемого
религиозного западничества),
Слайд 27
И. С. Тургенев и Б. Н. Чичерин
(либеральные западники),
Слайд 28
В. Г. Белинский,
А. И. Герцен, Н. П.
Огарёв,
Слайд 32
позднее
Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, П.
В. Анненков
(западники-социалисты),
Слайд 33
М. Н. Катков, Е. Ф. Корш,
А. В.
Никитенко …;
Слайд 34
профессора истории, права и политической экономии —
Т. Н.
Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьёв, К. Д.
Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкин,
И.К. Бабст, И. В. Вернадский …
Слайд 39
Идеи западников в той или иной степени разделяли
писатели, поэты, публицисты —
Н. А. Мельгунов, Д. В.
Григорович,
И. А. Гончаров, А. В. Дружинин,
А. П. Заблоцкий – Десятовский,
В. Н. Майков, В. А. Милютин,
Н. А. Некрасов, И. И. Панаев,
А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков – Щедрин.
Слайд 44
Своего рода предшественниками западнического мировоззрения в допетровской России
были такие политические и государственные фигуры XVII века, как
московские бояре — воспитатель и фаворит царя Алексея Михайловича Б. И. Морозов,
главы Посольского приказа, фактически возглавлявшие русские правительства, — А. С. Матвеев и В. В.Голицын.
Слайд 48
В.С. Соловьёв писал, что «сложность состава и постепенность
развития европейской культуры, породившие на Западе множество разнообразных и
противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились и в русском сознании при усвоении ими западной образованности».
Слайд 50
В царствование Екатерины II среди приверженцев «западного» образования обозначилось
резкое разделение двух направлений:
- мистического и
вольномыслящего —
«мартинистов»
и «вольтерианцев».
Слайд 51
Мартинизм (фр. Martinisme, англ. Martinism, нем Martinismus) - направление мистического и
эзотерического
христианства,
чья доктрина описывает падение первого человека из Божественного
в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве.
Слайд 52
Вольтерьянство (фр. voltairianisme) — общественно политическое течение в Российской империи,
направленное на идеи просвещения, опиравшегося на идеи и творчество
французского просветителя и философа, писателя Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778).
Слайд 53
Лучшие представители обоих направлений, такие как Н. И. Новиков и
А. Н. Радищев, сходились в любви к просвещению и
интересу к общественному благу.
Слайд 57
Формированию западничества положило начало обострения идейных споров после
напечатания в 1836 «Философские письма" П. Чаадаева.
К 1841
г. сложились взгляды — взгляды западников.
Слайд 60
Западники выступали
с критикой крепостного права и
составляли
проекты его отмены,
- показывали преимущества наёмного труда.
Отмена
крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами.
Слайд 62
Западники критиковали феодальный строй царской России, противопоставляя ему
буржуазно - парламентарный, конституционный порядок
западно - европейских монархий,
прежде всего Англии и Франции.
Слайд 64
Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран
Западной Европы, западники
призывали к быстрому развитию промышленности, торговли
и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог;
- выступали за свободное развитие промышленности и торговли.
Слайд 66
Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём,
воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды
в обществе через просвещение и науку.
Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми.
Слайд 68
Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ,
западники высоко ценили Петра I и его усилия по
европеизации России.
В Петре I они видели образец смелого монарха-реформатора, открывшего новые пути для исторического развития России как одной из европейских держав.
Слайд 70
В. С. Соловьёв
о западничестве и западниках
Слайд 71
Три фазиса
В. С. Соловьёв указывал, что к более полному осознанию
принципов «западного» развития российских интеллектуалов привели «великие общеевропейские движения»
1789 – 1815 годов.
Соловьёв выделяет «три главные фазиса», которые «в общем ходе западноевропейского развития последовательно выступали на первый план, хотя и не упраздняли друг друга»:
Слайд 72
1. Теократический, представляемый преимущественно римским католичеством;
Слайд 73
2. Гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практическикак либерализм;
Слайд 74
3. Натуралистический, выразившийся в позитивном естественно - научном
направлении мысли, с одной стороны, и в преобладании социально
- экономических интересов — с другой (этим трём фазисам более или менее аналогично отношение между религией, философией и положительной наукой, а также между церковью, государством и обществом).
Слайд 76
Последовательность этих фазисов, имеющих, на взгляд Соловьёва, несомненно
общечеловеческое значение, повторилась в миниатюре и при развитии русской
общественной мысли в XIX веке .
Слайд 77
По словам В. С. Соловьёва, первый, католический аспект отразился во
взглядах П. Я.Чаадаева,
Слайд 79
второй, гуманитарный, — у
В. Г. Белинского и так
называемых людей 1840-х годов,
Слайд 80
а третий, позитивно-социальный, — у
Н. Г. Чернышевского и
людей 1860-х годов.
Этот процесс развития русской общественной мысли
был настолько стремительным, что некоторые его участники уже в зрелом возрасте приходили к смене взглядов.