Слайд 4
Начало XIX столетия вошло в историю русской литературы
как эпоха возникновения писательства как общественно значимой профессии.
Слайд 6
Вместо безликого «сочинителя» XVIII века в эти годы
на авансцену впервые вышли профессиональные литераторы – люди, живущие
литературным трудом, самостоятельно мыслящие и влияющие на общественное мнение.
Слайд 8
Естественно, что представители новой профессии стремились объединяться в
определенные сообщества и кружки, позволяющие оказывать друг другу поддержку
и вместе двигаться в избранном направлении.
Слайд 10
Главным признаком, по
которому литераторы делились на
группы, стало отношение
к традициям прошлого
– борьба с ними
или
их защита.
Слайд 12
«Беседа любителей русского слова» — литературное общество, образовавшееся в
Петербурге в 1811 году под руководством
Г. Р. Державина
Дом
Г. Р. Державина в Петербурге
Слайд 13
Во главе этого общества стоял
Гавриил Романович Державин
Слайд 14
Во главе этого общества стоял
Александр Семёнович Шишков
Слайд 15
К обществу принадлежал
Иван Семёнович Захаров
российский дворянин, сенатор
и писатель
Он
был председателем "Беседы любителей русского слова" и состоял членом Московского университета.
И. С. Захарову принадлежат произведения: "Похвала Екатерине Великой", "Усадьбы, или Новый способ селить крестьян и собирать с них помещичьи доходы", "Хозяин-винокур, открывающий сведения, к устроению винных заводов и к производству винокурения относящиеся", "Похвала женам", "Марш всеобщего ополчения Россиян" и "Песнь победителю Наполеона Александру I».
Слайд 16
К обществу принадлежал
Александр Семёнович Хвостов
писатель, тайный советник,
управляющий Государственным заёмным банком
Слайд 17
К обществу принадлежал
Сергей Александрович
Ширинский - Шихматов
Слайд 18
К обществу принадлежал
Александр Александрович Шаховской
Слайд 19
К обществу принадлежал
Гавриил Романович Державин
Слайд 20
Это были эпигоны (запоздалые последователи) классицизма, они начали
борьбу против романтического направления в русской литературе начала XIX
века.
Слайд 21
Его участниками были прежде всего литераторы старшего
поколения, защищавшие поэтические каноны XVIII века и с неодобрением
относившиеся к поэтическому новаторству «школы Жуковского».
Слайд 23
Они придерживались консервативных взглядов, являясь эпигонами классицизма, выступали
против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Николая Михайловича Карамзина.
Слайд 25
«Беседа…» отражала те взгляды на развитие русского литературного
языка , которых придерживались «старшие архаисты».
Слайд 26
Главными оппонентами «Беседы…» являлись «карамзисты», позже оформившиеся в
общество «Арзамас», которые осмеивали деятельность «Беседы».
Слайд 27
Конфликт старого с новым проходил в острой полемической
борьбе.
Слайд 31
Адмирал А. С. Шишков в 1803 г. напечатал
книгу «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка»,
полемически направленную против «нового слога»
Н. М. Карамзина.
Слайд 34
Выступление А. Шишкова носило реакционный характер, это была
реакция
политическая
и
литературная.
Слайд 36
А. С. Шишков стремился к сохранению «чистоты»
русского языка, он не допускал заимствований из иностранных языков,
более того, он считал, что вместе со словами будут заимствованы идеи французской революции.
Слайд 39
Главный тезис А. Шишкова служит выражением его
реакционной политической позиции: «Церковно-славянский язык есть корень и основание
русского языка, поэтому не надо заменять славянские слова заимствованными словами».
Слайд 41
В целом старый слог А. Шишкова представал
как хранитель строй идеологии.
Слайд 43
Впоследствии вокруг Н. М. Карамзина собирается литературная молодёжь.
Слайд 45
В «Беседу» входил также
Николай Иванович
Гнедич
Слайд 46
В «Беседу» входил также
Иван Андреевич Крылов
Слайд 47
Они отстаивали , в противовес Карамзину и сторонникам
сентиментализма, национально - демократические традиции в развитии русского литературного
языка, гражданский и демократический пафос в поэзии.
Слайд 49
Этим определялась ориентация именно на «Беседу» писателей
декабристского направления
Александра Сергеевича Грибоедова
Слайд 50
Этим определялась ориентация именно на «Беседу» писателей
декабристского направления
Павла Александровича Катенина
Слайд 51
Этим определялась ориентация именно на «Беседу» писателей декабристского
направления
Владимира Федосеевича Раевского
Слайд 52
Первое заседание состоялось в доме Г. Р. Державина
14 марта 1811 года
Слайд 53
Творческие объединения писателей — новаторов активно боролись с
консерваторами за внимание читающей публики.
Слайд 54
В Москве существовало «Дружеское литературное общество», в
Петербурге – «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».
Представители этих литературных кружков стремились обновить русскую словесность, приблизить её к европейским нормам.
Слайд 56
Противники реформ также активно участвовали в литературной
жизни.
Одним из важнейших объединений 1810-х годов была «Беседа
любителей русского слова», собравшая в своем составе основных сторонников классицизма.
Слайд 58
Классицизм против новых веяний —
идеи кружка Г.
Р. Державина
Слайд 59
Собрания «Беседы» проходили в строго академическом, официальном духе.
У общества имелся строгий устав, велись протоколы каждой встречи.
Слайд 61
Издавался журнал, предназначенный для публикации произведений авторов
«Беседы»
(всего вышло
19 номеров
этого издания).
Слайд 62
Проходили публичные чтения стихов, басен и пьес,
написанных авторами
«Беседы».
Слайд 64
Эти литературные вечера неизменно вызывали большой общественный
резонанс, посещать их было модно и престижно.
Слайд 65
«Беседа» играла значимую роль в литературной жизни России,
ее идеи активно обсуждались, решительно принимались или столь же
резко отвергались представителями разных литературных течений; равнодушных практически не было.
Слайд 66
После смерти духовного лидера организации,
Г. Р.
Державина, в 1816 году, общество прекратило собираться.
Слайд 70
Кроме потери покровителя, были и другие причины
для гибели их союза: читатели, воспитанные на романтической поэзии
А. Шенье и Д. Г. Байрона, уже не могли интересоваться одической поэзией, написанной по канонам XVIII века.
Слайд 73
Новое вино нуждалось в новых мехах, новое содержание
– в новой форме.
Классицизм безвозвратно уходил в прошлое.
Жизнь диктовала свои законы: романтизм полновластно вступал в свои права.
Слайд 76
Эстетика «Беседы» — принципы за и против
Многие историки литературы оценивают «Беседу» как организацию открыто ретроградную, пытавшуюся задержать развитие русской литературы.
Слайд 77
Немалую роль в этом сыграло творчество поэтов из
кружка «Арзамас» , высмеивавших представителей «Беседы».
Слайд 78
В произведениях А. С. Пушкина и его друзей
«Беседа» представала перед читателями как собрание бесталанных стариков, из
зависти пытающихся оклеветать и опорочить талантливую молодёжь.
Слайд 79
Само название общества, созданного великими Г. Р. Державиным
и
И. А. Крыловым, для значительной части читательской аудитории
стало ассоциироваться с воинствующей графоманией, а имена ряда его членов стали нарицательными для бездарных поэтов.
Слайд 81
Но ситуация с эстетическими взглядами авторов «Беседы» была
вовсе не так проста.
Многие литературные деятели державинского круга
часто производили весьма смелые творческие эксперименты.
Слайд 82
Басни И. А. Крылова в чём-то были ближе
к русской разговорной речи, чем творчество многих молодых авторов
«Арзамаса».
Слайд 84
Александр Александрович Шаховской
был весьма талантлив как комедиограф
Слайд 86
Н. И. Гнедич вошел в историю как
крупный специалист по античности и автор лучшего перевода «Илиады»
Гомера на русский язык.
Слайд 87
Авторы «Беседы», подобно Дон - Кихоту, стремились защитить
свои идеалы, в которые верили искренне и самоотверженно.
Их
творчество зачастую было само по себе весьма достойным (хотя и в нем, естественно, случались просчеты и ошибки).
Слайд 88
Но их служение устаревшим канонам прошлого выглядело смешно
на фоне начинающегося расцвета русского романтизма.
Слайд 89
Поэтому поэты поздней державинской плеяды в сознании русского
читателя отошли на второй план по отношению к В.
А. Жуковскому,
К. Н. Батюшкову, А. С. Пушкину.
Слайд 90
Но сильные стороны творчества авторов «Беседы» не
пропали втуне.
Умелое развитие патриотических традиций русской литературы и прочувствованный
общественный пафос, свойственный И. Крылову, Н. Гнедичу и другим представителям общества, спустя десятилетие привлекли внимание поэтов декабристского круга.
Слайд 93
Произведения «Беседы» стали школой как для отрицавших
их уроки
А. Пушкина
К. Батюшкова,
так и для следовавших им
А. С. Грибоедова, П. А. Катенина
и многих других крупных писателей 1820-х годов.
Слайд 94
Значительное влияние творчества лучших представителей этого общества заметно
и в ранней поэзии и драматургии
М. Ю. Лермонтова –
прежде всего в гражданской лирике и опытах вольного стиха.
Слайд 96
Влияние «Беседы» как одной из отправных точек для
развития русской поэзии первой четверти XIX века сказалось практически
на всех литераторах эпохи – как через принятие ее творческих канонов, так и через их отрицание или обновление.