Слайд 2
Философия
(греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo
- люблю и sophía - мудрость)
общие принципы бытия и
познания;
отношении человека и мира;
всеобщие законы развития природы, общества и мышления.
Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека.
Слайд 3
Лирика
- род литературы,
-особый способ художественного мышления и осмысления
жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при
исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Поэтому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.
Слайд 4
«В лирическом произведении, как и во всяком произведении
поэзии, мысль выговаривается словом; но эта мысль скрывается за
ощущением и возбуждает в нас созерцание, которое трудно перевести на ясный и определённый язык сознания. И это тем труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы картину, между тем как в нём главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас…»
(Из статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»)
Слайд 5
Философия вообще и философская лирика в частности решает
вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные:
что
такое человек и что такое жизнь человека?
Где грань между будничным, сиюминутным и вечным?
Что есть смерть и что наступит после нее?
Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок?
Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.
Слайд 6
Лирика Пушкина
Лирика Пушкина органически сочетает в себе высокую
человечность; гуманность; богатство, глубину и ясность мысли; гармонию формы
и, если воспользоваться словами самого поэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и дум».
Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо.
Слайд 7
Тема жизни и смерти
Уже в раннем творчестве начинает
звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Желание), но она
не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.
В 16-летнем возрасте А. С. Пушкин написал стихотворение, которое назвал "Моя эпитафия"
Слайд 8
Моя эпитафия
Здесь Пушкин погребен;
он с музой молодою,
С любовью, леностью
провел веселый век,
Не делал доброго,
однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
1815
Слайд 9
Эпитафия
- (от греч. epitáphios - надгробный), надмогильная надпись,
преимущественно стихотворная: небольшое стихотворение, обычно с обращением к умершему
или от умершего к прохожим ("Прохожий, стой!..." ). Существовала и как реальная надпись, и как фиктивная (в сборнике стихов).
В европейской литературе появляется как разновидность античной эпиграммы (в европейской поэзии - короткое стихотворение, заканчивающееся острой, злой шуткой по поводу кого-чего-нибудь. (лит. словарь).
Слайд 10
Смерть для лирического "я" -- лишь средство пробудить
чувства скорби и раскаяния у той, которая была ему
"в мире богом", смерть -- лишь способ покончить с "мученьями любви", надеясь на то, что, может быть, об участи его "она вздохнет над урной гробовою".
В стихотворении "Желание" "горести несчастливой любви" заставляют лирического героя воскликнуть:
Слайд 11
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в
унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все
мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!
1816
Желание
Слайд 12
Мысль о неминуемой кончине не раз приходит к
юному Пушкину, но в его ранних стихах этот мотив
не имеет трагедийного оттенка, он, вероятно, не более чем дань модному тогда романтизму.
1820-22 годы - расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной "судьбой жестокой"
Слайд 13
* * *
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил
свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?
Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..
1821
Я пережил свои желанья,
Слайд 14
А 20 лет спустя 36-летний поэт, переживший много
разочарований и бед, взывает не к смерти, а к
жизни, но строки эти звучат значительно трагичнее:
О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств ... всего
1836
Слайд 15
Тема судьбы
В поэте пытливое желание понять, постичь смысл
всего сущего. Он бесстрашно обращается к вечному – судьбе,
проведению.
Даже в самые трудные моменты жизни поэт воспевает торжество жизни, разума, творчества.
Лирический герой не замыкается в настоящем, он полон надежд.
Слайд 16
* * *
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься,
не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь,
настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
1825
Слайд 17
Проблема смысла жизни
В философской лирике Пушкин ставит вечные
проблемы бытия:
смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро
и зло, правда и справедливость.
Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.
Он философски рассуждает о ценности жизни и о ее судьбоносном течении.
Вопросы без ответов, незавершенность характерны для стихотворений этой тематики.
Слайд 18
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на
ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет
с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . .
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.
1823
Телега жизни
Слайд 19
В 1823-24 гг Пушкин переживает творческий перелом, душа
поэта наполнится унынием и безверием, жизнь покажется бессмысленной и
пустой. Пушкину в 1823 году жизненный путь человека представляется весьма безотрадным.
Слайд 20
Стихотворение А. Пушкина «Телега жизни» представляет собой развёрнутую
метафору, где утро, день, вечер и ночлег ассоциируются с
соответствующими периодами человеческой жизни: детством, возрастом зрелости, пожилым возрастом и смертью.
Слайд 21
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне
дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
26 мая 1828 г.
Дар напрасный,
дар случайный...
Слайд 22
Пушкин ощущал себя наедине со временем, с вечностью.
Его мучают нерешенные проблемы. Все напоминает о краткости жизни.
Поэт воспринимает это особенно чутко, ведь он - должник перед вечностью.
К самой жизни обращает поэт вопрос, не дающий ему покоя:
Слайд 23
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и
сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
1830
Стихи,
сочиненные ночью
во время бессонницы
Слайд 24
Душа поэта наедине с собой, с Вселенной, с
Космосом, С Богом, когда ей не перед кем лгать,
когда приоткрывается правда жизни.
Слайд 25
Подведем итоги:
Юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия»,
«Завещание»и др. Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические
тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви.
В 30-е годы он уже не хочет умирать. Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества («О нет, мне жизнь не надоела..»)
Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть, ничего не отрицая и не пытаясь бунтовать («Если жизнь тебя обманет…»)
Одно из определяющих настроений поэта в стихотворениях этого периода — тоска. Тоскою «томит» поэта «однозвучный жизни шум», тоской подавлен ум, в котором «теснится тяжких дум избыток».
Слайд 26
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но,
как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем
старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Элегия
8 сентября 1830
Слайд 27
В стихотворении "Элегия" читаем:
Покину скоро я друзей,
И жизни
горестной моей
Никто следов уже не встретит...
Элегия – жанр лирики,
стихотворение с характером задумчивой грусти. В поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма. Обычно состоит из двух частей:
описания природы ( в русской поэзии приобретает философское звучание)
размышлений лирического героя
Слайд 28
Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»
Каковы композиционные особенности
стихотворения? В каких отношениях находятся его части?
Какой смысл тексту придает
парная его рифмовка?
Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?
Почему желание «мыслить и страдать» является жизненным стимулом для лирического «я»?
Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?
Как лексика и синтаксис стихотворения помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, воспринять человеческую жизнь в «бытийном» аспекте?
Слайд 29
Поэт подводит итоги прожитой жизни, воспевает мужественное отношение
к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия.
О прошедших
годах, о «безумных» годах угасшего веселья думается порой с отвращением и проклятиями.
Но жизнь нужно принимать такой, какая она есть, и не смывать ее «печальных строк».
Жизнь нужна не вообще, не сама по себе. Жизнь нужна для мыслей и страданий:
«Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать..» («Элегия»)
Слайд 30
Само понятие счастья в последние годы переоценивается Пушкиным:
"На свете счастья нет, но есть покой и воля…".
"Покой
и воля" - вот высшие ценности бытия, необходимые, как воздух: ибо без них поэт задыхается.
Слайд 31
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку
бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
1834
Пора, мой друг, пора!.."
Слайд 32
Жизнь вне светской суеты, которую не терпит «служенье
муз», жизнь, проведенная в «трудах» и «чистых негах»,— вот
идеал поэта.
Но идеал необходим для того, чтобы никогда не воплотиться.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провожать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»1829)
Слайд 33
Брожу ли я
вдоль улиц шумных...