Слайд 2
«Родина моя — Углянец.
Мне хватало родины,
она в
детстве была для
меня всем: первословьем,
радостью и огорчением,
историей
и географией, поэзией и жизнью. Лес, поле, луг, речка… Зимние снега до окон. Летние нивы. Небо, ничем не застимое. Безмерный небесный купол… Шли дни, месяцы, годы, и каждый день — что-то новое. Узнавание мира через травы в росе, через глубокие сугробы, через гудки с недалекой железной дороги и через звон колокольный…»
Беседы с В. А. Кораблиновым
о
о жизни и литературе
«Коли в доме есть дети, приобретайте
книги. Хотя бы шкаф, хотя бы книжная этажерка под домашним кровом должны быть. Пусть даже не самые лучшие книги: при одном взгляде на них чем-то да воспитывают, рождают тягу к хорошему и неизвестному. Я-то помню книжный шкаф в нашем сельском доме. Там были сочинения отцов церкви, книги Тихона Задонского, карамзинская «История государства Российского», целыми кипами журнал «Нива», русская литература девятнадцатого века. Меня воспитал отцовский шкаф. Прочитанная в детстве сцена встречи с волками у Мельникова (Печерского) и поныне стоит перед глазами, аж мороз по коже… А Пушкин, Гоголь, Толстой, да что там перечислять: почти вся отечественная классика — благодатное поле красоты, художественности, разума, сострадательности, честного взгляда на человека и мир».
Слайд 4
В. А. Кораблинов
о А. А. Бучкури
«Бучкури был большого роста, широкая крестьянская кость. Очень характерные, необычные для художника руки. Русский старик из Бутурлиновки — худощавое лицо, впалые щеки, редкая бородка, глубокие впадины в глазницах, глаза горящие и сверлящие насквозь. Ходил в холщовке, сандалиях, напоминал Льва Толстого на известной репинской картине. Спилили березу у его нового, добротно выстроенного дома — улица Логовая, теперь улица Бучкури. А жена, тоже художница, больная, обезноженная — как та береза. Началась война. И судьба его не прояснённая. Кто-то видел его закапывающим картины во дворе, кто-то — бредущим по хохольской дороге, да как бы он жену одну оставил! Я в благодарность ему, своему учителю, написал небольшую повесть «Русский художник» («Художник Валиади»). Правда, жизнь, тем более такую драматичную, и большою повестью не охватить».
Слайд 5
«Сказки у нас любят. И сказительницы есть, может,
и не так густо, как на русском Севере или
в Сибири, но есть. Я когда-то обрабатывал сказки Барышниковой (Куприянихи) и Корольковой. Обе талантливые». (В. А. Кораблинов)
Барышникова
Слайд 6
Многое из написанного Кораблиновым, не потеряло до сих
пор своей значимости, а отдельные вещи звучат теперь злободневнее,
чем раньше. Сборники «В заповедном лесу» (1953) и «Олень – Золотые рога» (1959) – это прекрасные рассказы о «братьях наших меньших». Ещё задолго до нынешних экологических бед кораблиновские новеллы остро поставили вопрос о необходимости доброго и разумного подхода к окружающей природе.
Коллеги о В. А. Кораблинове
Редактор
газеты Б. И. Стукалин писал: «К нему шли, его благорасположением дорожили и начинающие журналисты, и газетные «зубры», будучи уверенными, что он всегда даст дельный совет, подскажет свежую мысль, а если надо, тактично поправит коллегу».
Слайд 8
Милее любимой женщины
Тот край, чем дышит душа:
Одному –
перелески Смоленщины,
Другому – всплеск Иртыша.
Иному скажи: Саяны, -
Поёжится
в зябкой дрожи…
А этот без северного сияния
Жить не может!
Милей соловья – вороний, -
По древнему русскому, - грай.
Воронеж, Воронеж, Воронеж –
Город – река – край!
В природе его, в народе,
В песнях, в шуме лесном-
Большая и малая Родина, -
Всё для меня – в нём!
Слайд 9
Следует отметить, что существует неразрывная связь литературы с
другими видами искусства: литература и живопись, литература и кино,
литература и театр. Произведения В. А. Кораблинова звучали на сцене, в кино и на телевидении.
«Алексей Кольцов» Воронежский ГДТ
Слайд 10
Умер Владимир Александрович Кораблинов 24 марта 1989 г.
на 83-м году жизни. Похоронен в Воронеже на Юго-Западном
кладбище.
В 1992 г. именем Кораблинова названы улицы в Коминтерновском районе г. Воронежа и в селе Углянце Верхнехавского района.
На доме, где жил В. А. Кораблинов (ул. Комиссаржевской, 16), установлена мемориальная доска. В Воронеже библиотека № 8 (в Сомово) носит имя писателя.
А. Кораблинов о литературе
В литературе раскрывается народная душа, литература воспитывает и раскрывает лучшие человеческие качества. В беседе с писателем В. В. Будаковым на эту тему Владимир Александрович говорил: «Хорошо, когда в мире есть душа, которой ты давно-давно смог дать что-то доброе, хоть крохотку доброго. И прекрасно, когда та душа умеет быть благодарной. Даже в самых темных, злых, пригнетающих обстоятельствах душа человеческая способна быть светлой, доброй, свободной. Она — щедрое дарение свыше, и для меня рай действительно существовал бы, если бы там встречались родные души».