Слайд 3
Идея художественного произведения
Слайд 4
Понятие идеи художественного произведения — понятие очень сложное
и многосоставное.
Слайд 5
Идея (греч. idea – первообраз, идеал, идея)– основная мысль произведения, выражающаяся
посредством всей его образной системы.
Слайд 6
Идея выявляется прежде всего в том, как автор
отвечает на поставленные им вопросы, как разрешает проблемы.
Слайд 7
В понятие идеи произведения включается также и эмоциональное
отношение автора к изображенному им миру, оценка характеров.
Это
важнейшая сторона идейного содержания произведения.
Слайд 9
Автор заставляет читателя сочувствовать Наташе Ростовой, восхищаться Тарасом
Бульбой, ненавидеть подхалима Молчалина, смеяться над Хлестаковым…
Слайд 11
Оценивая характеры своих героев, писатель выражает свое понимание
жизни, тех или иных социальных типов или явлений, т.е.
выражает авторскую позицию.
Слайд 12
Поэтому мы говорим, что идея повести Тургенева «Муму»
— в безоговорочном осуждении крепостного права; это осуждение выражается
в резко отрицательной оценке самодурства и жестокости помещицы.
Слайд 15
Так, центральной идеей романа
Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание» является отрицание постулата «цель оправдывает средства» и
утверждение личного страдания как средства борьбы со злом.
Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе утверждает и идею христианского гуманизма.
Слайд 19
Способ выражения принципиально отличает идею художественного произведения от
научной идеи.
Идея художественного произведения неотделима от его образной
системы, поэтому не так легко бывает найти ей адекватное абстрактное выражение, сформулировать ее в отрыве от художественного содержания произведения.
Слайд 22
Л. Толстой, подчеркивая неотделимость идеи от формы и
содержания романа "Анна Каренина", писал: "Если бы я хотел
сказать словами все то, что я имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман, тот самый, который я написал, сначала".
Слайд 24
Вот ещё одно отличие идеи художественного произведения от
идеи научной. Последняя требует четкого обоснования и строгого, часто
лабораторного, доказательства, подтверждения.
Слайд 28
Писатели, в отличие от ученых, не стремятся, как
правило, к строгой доказательности, хотя у натуралистов, в частности
у Э. Золя, такую тенденцию можно найти.
Слайд 31
Художнику слова достаточно поставить тот или другой волнующий
общество вопрос. В самой этой постановке и может быть
заключено основное идейное содержание произведения.
Слайд 33
А. Чехов отмечал, что в таких произведениях, как
"Анна Каренина" или "Евгений Онегин" не "решен" ни один
вопрос, но тем не менее они пронизаны глубокими, общественно значимыми идеями, волнующими всех.
Слайд 35
К понятию "идея произведения" близко и понятие "идейность".
Слайд 36
Идейность - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз,
представление) - свойство художественного произведения:
выраженность позиции автора по
отношению к изображаемому, ясность
авторского видения и оценки явленийжизни,
отраженных в произведении; четкая
общественная и социальная позиция автора,
представленная в произведении как очевидная тенденция
("Что делать?" Н.Г. Чернышевского, "Мать" М. Горького).
Слайд 38
Этот термин в большей степени связан с позицией
автора, с его отношением к изображаемому.
Это отношение может
быть различным, так же , как и различными могут быть идеи, выражаемые автором.
Слайд 40
Позиция автора, его идеология определяются прежде всего эпохой,
в которой он живет, присущими этому времени общественными взглядами,
выражаемыми той или иной социальной группой.
Слайд 43
Для просветительской литературы
XVIII века была характерна высокая
идейность, обусловленная стремлением к переустройству общества на принципах разума,
борьбой просветителей с пороками аристократии и верой в добродетель "третьего сословия".
Слайд 47
Одновременно развивалась и литература аристократическая, лишенная высокой гражданственности
(литература "рококо").
Последнюю нельзя назвать "безыдейной", просто идеи, выражаемые
этим направлением, были идеи противоположного просветителям класса, класса, теряющего историческую перспективу и оптимизм.
Слайд 50
Идеи, выражаемые "прециозной" (изысканной, утонченной) аристократической литературой, были
лишены большого социального звучания.
Слайд 52
Идейность писателя не сводится только к тем мыслям,
которые он вкладывает в свое создание. Важен и отбор
материала, на котором базируется произведение, и определенного круга персонажей.
Слайд 53
Выбор героев детерминирован соответствующими идейными установками автора.
Например,
русская "натуральная школа" 1840-х годов, исповедовавшая идеалы социального равенства,
с сочувствием рисует жизнь обитателей городских "углов" – мелких чиновников, бедных мещан, дворников, кухарок и т. п.
Слайд 58
В литературе 20 века на первый план выходит
"настоящий человек", озабоченный прежде всего интересами пролетариата, жертвующий личным
во имя общегосударственного блага.
Слайд 59
Самой важной представляется проблема соотношения в произведении "идейности"
и "художественности".
Слайд 60
Художественность — в широком смысле слова основная особенность искусства,
отличающая его от других форм отражения и познания жизни
(например, научного). Основой художественности, художественного отражения жизни является отражение жизни в образах. Художественность в этом смысле совпадает с понятием образности.
Слайд 63
В более узком смысле слова художественностью называют высокое
качество произведения искусства и литературы, определяющее его общественное значение.
Слайд 64
Художественность - становление произведения в согласии с идеальными
нормами и требованиями искусства как такового. Это предполагает успешное
разрешение и преодоление противоречий творческого процесса, ведущего к созданию произведения как органического единства (соответствия, гармонии) формы и содержания.
Слайд 68
Художественность произведения определяется жизненной правдой и типичностью характеров
произведения, его идейностью, значительностью общественного идеала, который отстаивает художник, его народностью,
мастерством писателя, которым он добивается единства формы и содержания; силой и благотворностью общественно - воспитательного воздействия произведения.
Слайд 72
Не всегда даже выдающимся писателям удается воплотить идею
произведения в совершенную художественную форму.
Нередко художники слова в
своем стремлении как можно более точно выразить волнующие их идеи сбиваются на публицистику, начинают "рассуждать", а не "изображать", что, в конечном счете, только ухудшает произведение.
Слайд 74
В романе Р. Роллана "Очарованная душа" высокохудожественные начальные
главы контрастируют с последними, представляющими собой что - то
вроде публицистических статей.
В таких случаях полнокровные художественные образы превращаются в схемы, в простые рупоры идей автора.
Слайд 75
К "прямому" выражению волнующих их идей прибегали даже
такие величайшие художники слова, как Л. Толстой, хотя в
его произведениях такому способу выражения отведено сравнительно мало места.
Слайд 77
Обычно художественное произведение выражает главную идею и ряд
второстепенных, связанных с побочными сюжетными линиями.
Слайд 79
Так, в знаменитой трагедии "Царь Эдип" Софокла наряду
с основной идеей произведения, гласящей, что человек – игрушка
в руках богов, в великолепном художественном воплощении проводятся идеи о притягательности и одновременно бренности человеческой власти (конфликт Эдипа с Креонтом), о мудрой "слепоте" (диалог слепого Тиресия со зрячим телесно, но духовно слепым Эдипом) и целый ряд других.
Слайд 81
Характерно, что античные авторы даже самые глубокие мысли
стремились выразить только в художественной форме.
Слайд 83
А в мифе его художественность без остатка "поглощала"
идею.
Именно в этой связи многие теоретики говорят о
том, что чем древнее произведение, тем оно художественнее.
И это не потому, что древние создатели "мифов" были талантливее, а потому, что у них просто не было другого способа выражать свои идеи в силу неразвитости абстрактного мышления.
Слайд 85
Говоря об идее произведения, о его идейном содержании,
следует также иметь в виду, что оно не только
создается автором, но может вноситься и читателем.
Слайд 87
А. Франс говорил, что в каждую строку Гомера
мы вносим свой смысл, отличный от того, который вкладывал
в нее сам Гомер.
К этому критики герменевтического направления добавляют, что восприятие одного и того же художественного произведения бывает различным в разные эпохи.
Слайд 91
Читатели каждого нового исторического периода обычно "впитывают" в
произведение господствующие идеи своего времени.
Слайд 93
Возможность широкого толкования идейного содержания художественных произведений как
раз и вызвана спецификой выражения этого содержания.
Слайд 95
Образное, художественное воплощение идеи не является таким точным,
как научное.
Это и открывает возможность весьма свободного толкования
идеи произведения, равно как и возможность "вчитывания" в него тех идей, о которых и не помышлял автор.
Слайд 97
Говоря о способах выражения идеи произведения, нельзя
не упомянуть учения о пафосе. Известны слова В. Белинского
о том, что "поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это – пафос".
Слайд 98
Где правит миром красота
Николай Казаков
"Поэтическая идея - это
не силлогизм, не догмат,
не правило, это - живая страсть, это - пафос...».
В.Г. Белинский
Поэт стихом неповторимым
Влечёт умы в свой мир чудес,
Где книжным слогом несравнимым
Возводит храмы до небес.
Его строка сияет златом,
Ожив под росчерком пера,
Звучит божественным раскатом,
Подобно звону серебра.
Сей труд достоин восхищенья,
Как юной девы нагота.
И нет прекраснее творенья,
Где правит миром красота!
Слайд 100
И поэтому идея произведения "является не отвлеченной
мыслью, не мертвою формою, а живым созданием".
Слова В.
Белинского подтверждают то, о чем говорилось выше – идея в художественном произведении выражается специфическими средствами, она "живая", а не абстрактная, не "силлогизм". Это глубоко верно.
Слайд 103
Но следует уточнить, чем все же отличается идея
от пафоса, ибо в формулировке В. Белинского такое различие
не просматривается.
Пафос – это прежде всего страсть, и она связана с формой художественного выражения.
Слайд 106
Литературоведы говорят о "патетических" (страстный, взволнованный, исполненный пафоса) и бесстрастных (не
подверженный страстям, не проявляющий страстности; невозмутимый) (у натуралистов) произведениях.
Слайд 108
Идея, неразрывно связанная с пафосом, все же больше
относится к тому, что называют содержанием произведения, в частности,
говорят об "идейном содержании". Это деление относительное. Идея и пафос сливаются воедино.
Слайд 111
Проблема произведения не обязательно должна быть в нем
же и разрешена.
Часто идея произведения состоит как раз в
том, что автор показывает неразрешимость в данной исторической ситуации тех проблем, которые им выдвинуты.
Слайд 114
М. Лермонтов, поставив в романе «Герой нашего
времени» вопрос о смысле и цели деятельности умного, незаурядного,
волевого человека в условиях николаевской России, показал именно неразрешимость этой проблемы.
Слайд 118
Идея романа «Герой нашего времени» в том, что
противоречие между личностью и обществом в тех социально -
исторических условиях оказывается принципиально неразрешимым: Печорин не находит достойной области приложения своих богатых сил, растрачивает себя по пустякам, становясь «лишним человеком».