Слайд 2
Ростовская область – край богатой и славной истории,
щедрой природы, самобытной казачьей культуры, талантливых и гостеприимных людей.
Слово «Дон» сродни удару колокола. Оно собирало и собирает людей, возвышает душу.
Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах великого Тихого дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Солженицына, особым уважением пользуется творчество донского писателя Анатолия Калинина.
Слайд 3
КАЛИНИН АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ (22 августа 1916 года — 12
июня 2008 года) - известный русский и советский писатель,
прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.
Слайд 6
В годы Гражданской войны отец был членом волостного
революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал
занятия в школах. Отец у Калинина - сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас - профунда… С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели. В раннем детстве мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана. Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина.
В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными».
В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!»
В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.
Слайд 8
В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В
сент. 1941 командируется на Южный фронт как специальный военный
корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград.
«Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», - вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной.
«Казачество во все времена было хребтиной России, - говорил писатель, - И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается… А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945).
В 1946 Калинина переезжает в хутор Пухляковский, работает над злободневными сельскохозяйственными очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных.
Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию. Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных.
Слайд 12
В 1962 опубликован роман «Запретная зона», где писатель
продолжает развивать тему о доверии к человеку, в данном
случае — к заключенному.
В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех — она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары — ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.
Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» . Корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев — красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета.
Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973.
В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина «Вешенское лето» (1975).
Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.
Слайд 15
«Цыган» — это не просто кино про обрусевших
кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней —
на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына без программ вроде «Жди меня». Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться. Со всем. Даже с самым страшным.
«Цыган» — кино про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь.
«Цыган» — это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда очень хочется вернуться. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего.
Слайд 16
А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе
орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной
Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.
Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в ст. Пухляковской. В доме, где он жил с 1946г., создан мемориальный музей.
Слайд 17
«…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался
говорить правду. Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман «Суровое
поле» , в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности — состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона», рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону».
Во́льфганг Ка́зак — немецкий славист и литературный критик.