Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Поэтическая биография М. И. Цветаевой

Содержание

Из автобиографии«Все, что любила, — любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала».
«Путь комет – поэтов путь»  Марина Цветаева Начало поэтического путиУчитель русского Из автобиографии«Все, что любила, — любила до семи лет, и больше не полюбила Семья“Главенствующее влияние – матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству. Один МамаМамеС ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний ОтецСкучные игрыГлупую куклу со стула Я подняла и одела. Куклу я на Тема МосквыТверскаяВот и мир, где сияют витрины, Вот Тверская, - мы вечно Из автобиографии“Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Полное равнодушие к МузыкаКакой-нибудь предок мой был — скрипач…Какой-нибудь предок мой был — скрипач, Наездник Языки           За Тема поэта и поэзииМоим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, “Мой Пушкин”Встреча с ПушкинымВижу его на дороге и в гроте… Смуглую руку Поэтическое братствоБайрону…Я думаю о полутемном зале, О бархате, склоненном к кружевам, О Тема любви - разлуки Тема любви - разлуки«Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Тема одиночестваАнжеликаТемной капеллы, где плачет орган, Близости кроткого лика!.. Счастья земного мне Тема смертиВ тяжелой мантии торжественных обрядовВ тяжелой мантии торжественных обрядов, Неумолимая, меня ЛитератураКудрова И. В. Путь комет: Жизнь Марины Цветаевой. - СПб., 2002.Сухих И. Н.
Слайды презентации

Слайд 2 Из автобиографии
«Все, что любила, — любила до семи лет,

Из автобиографии«Все, что любила, — любила до семи лет, и больше не

и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от

роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала». («Автобиография», 1940)


Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
1916


Слайд 3 Семья
“Главенствующее влияние – матери (музыка, природа, стихи, Германия.

Семья“Главенствующее влияние – матери (музыка, природа, стихи, Германия. Страсть к еврейству.

Страсть к еврейству. Один против всех. Heroica). Более скрытое,

но не менее сильное влияние отца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешенность.) Слитое влияние отца и матери – спартанство. Два лейтмотива в одном доме: Музыка и Музей. Воздух дома не буржуазный, не интеллигентский – рыцарский. Жизнь на высокий лад.” (“Анкета”, 1926г)

Слайд 4 Мама
Маме
С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех

МамаМамеС ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд

и чужд домашний кров... Наш корабль не в добрый миг

отчален И плывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров — детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!
1907-1910

“Мать-польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее.” (“Автобиография”, 1926г)
“Мать-сама лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая-не я. Мною она гордится, вторую — любит. Ранняя обида на недостаточность любви.”(“Автобиография”, 1940г)

Слайд 5 Отец
Скучные игры
Глупую куклу со стула Я подняла и одела. Куклу

ОтецСкучные игрыГлупую куклу со стула Я подняла и одела. Куклу я

я на пол швырнула: В маму играть - надоело!
Не поднимаясь

со стула Долго я в книгу глядела. Книгу я на пол швырнула: В папу играть - надоело!
1910

“Отец — Иван Владимирович Цветаев — профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей.”
(“Автобиография”, 1940г)

Слайд 6 Тема Москвы
Тверская
Вот и мир, где сияют витрины, Вот Тверская,

Тема МосквыТверскаяВот и мир, где сияют витрины, Вот Тверская, - мы

- мы вечно тоскуем о ней. Кто для Аси нужнее

Марины? Милой Асеньки кто мне нужней?
Мы идём, оживлённые, рядом, Всe впивая: закат, фонари, голоса, И под чьим-нибудь пристальным взглядом Иногда опуская глаза.
Только нам огоньками сверкая, Только наш он, московский вечерний апрель. Взрослым - улица, нам же Тверская - Полувзрослых сердец колыбель.
Мы идём, ни на миг не смолкая. Все родные - слова, все родные - черты! О, апрель незабвенный -Тверская, Колыбель нашей юности ты!

«Родилась <26 сентября> 1892 г., в Москве». (“Автобиография”, 1940г)


Слайд 7 Из автобиографии
“Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи,

Из автобиографии“Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Полное равнодушие

одиночество. Полное равнодушие к общественности, театру, пластическим искусствам, зрительности.

Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.“(“Автобиография”, 1926г)

Слайд 8 Музыка
Какой-нибудь предок мой был — скрипач…
Какой-нибудь предок мой

МузыкаКакой-нибудь предок мой был — скрипач…Какой-нибудь предок мой был — скрипач,

был — скрипач, Наездник и вор при этом. Не потому ли

мой нрав бродяч И волосы пахнут ветром!..
Не он ли, смуглый, крадет с арбы Рукой моей — абрикосы, Виновник страстной моей судьбы, Курчавый и горбоносый.<…>
И было всё ему нипочем, — Как снег прошлогодний — летом! Таким мой предок был скрипачом. Я стала — таким поэтом.
23 июня 1915
«После смерти матери я перестала играть. Не перестала, а постепенно свела на нет. <>Так море, уходя, оставляет ямы, сначала глубокие, потом мелеющие, потом чуть влажные. Эти музыкальные ямы – следы материнских морей – во мне навсегда остались.
Жила бы мать дальше – я бы, наверное, кончила Консерваторию и вышла бы неплохим пианистом – ибо данные были. Но было другое: заданное , с музыкой несравненное и возвращающее ее на ее настоящее во мне место: общей музыкальности и «недюжинных» (как мало!) способностей.» («Мать и музыка», 1934)

Слайд 9 Языки

Языки      За книгами  «Мама, милая,

За книгами
«Мама,

милая, не мучь же! Мы поедем или нет?» Я большая,- мне семь лет, Я упряма,- это лучше.
Удивительно упряма: Скажут нет, а будет да. Не поддамся никогда, Это ясно знает мама <…>
Прямо в рот летят снежинки… Огонечки фонарей… «Ну, извозчик, поскорей! Будут, мамочка, картинки?»
Сколько книг! Какая давка! Сколько книг! Я все прочту! В сердце радость, а во рту Вкус соленого прилавка.
1909-1910


«Первые языки: немецкий и русский, к семи годам — французский. Материнское чтение вслух и музыка». (“Автобиография”, 1940г)
«Подпись под первым французским
сочинением (11 лет): Trop d'imagination, trop peu de logique1.
Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16-ти. Писала и французские и немецкие».
(“Автобиография”, 1926г)
1. Чрезмерное воображение и слишком мало логики (фр.).


Слайд 10 Тема поэта и поэзии
Моим стихам, написанным так рано,
Что

Тема поэта и поэзииМоим стихам, написанным так рано,Что и не знала

и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как

брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
 
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
 
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
 
13 мая 1913

“Любимое занятие с четырех лет — чтение, с пяти лет — писание.”
(“Автобиография”, 1940г)

“Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь еще в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов — не дам.” (“Моя судьба-как поэта”,1931г)


Слайд 11 “Мой Пушкин”
Встреча с Пушкиным
Вижу его на дороге и

“Мой Пушкин”Встреча с ПушкинымВижу его на дороге и в гроте… Смуглую

в гроте… Смуглую руку у лба… — Точно стеклянная на повороте Продребезжала

арба… —
Запах — из детства — какого-то дыма Или каких-то племен… Очарование прежнего Крыма Пушкинских милых времен.
Пушкин! — Ты знал бы по первому взору, Кто у тебя на пути. И просиял бы, и под руку в гору Не предложил мне идти.
<…>
1 октября 1913

«Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.
С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё мое младенчество, детство, юность, – я поделила мир на поэта – и всех и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.» ( «Мой Пушкин», 1937г.)
«…Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно, со мной бы в 1931 году по лесу гулял. (Я с Пушкиным мысленно, с 16 лет, всегда гуляю, никогда не целуясь, ни разу, ни малейшего соблазна.)» («Моя судьба – как поэта», 1931)



Слайд 12 Поэтическое братство
Байрону
…Я думаю о полутемном зале, О бархате, склоненном

Поэтическое братствоБайрону…Я думаю о полутемном зале, О бархате, склоненном к кружевам,

к кружевам, О всех стихах, какие бы сказали Вы - мне,

я - Вам.
Я думаю еще о горсти пыли, Оставшейся от Ваших губ и глаз... О всех глазах, которые в могиле. О них и нас.
24 сентября 1913
Маяковскому (Превыше крестов и труб)
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ — Здорово, в веках Владимир!
Он возчик и он же конь, Он прихоть и он же право. Вздохнул, поплевал в ладонь: — Держись, ломовая слава!..
8 сентября, 1921

(из цикла "Стихи к Блоку")

Имя твоё - птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
1916



«Моя неудача в эмиграции — в том, что я не-эмигрант, что я по духу, т. е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда. А содержания моего она, из-за гомеричности размеров — не узнала. Здесь преуспеет только погашенное и — странно бы ждать иного!
Еще — в полном отсутствии любящих мои стихи, в отсутствии их в моей жизни дней: некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. Все (немногие) заняты — другим. В диком творческом одиночестве. Всё auf eigene Faust От темы вещи до данного слога (говорю именно о слогах). Ненавидя кружки, так хотела бы — друзей.» («Моя судьба – как поэта», 1931)




Слайд 13 Тема любви - разлуки
"Я, когда люблю человека,

Тема любви - разлуки

беру его с собой всюду, не расстаюсь с ним

в себе, усваиваю, постепенно превращаю его в воздух, которым дышу и в котором дышу, – и всюду и в нигде, – признается Цветаева близкой знакомой. – Я совсем не умею быть вместе, ни разу не удавалось. Умела бы – если бы можно было нигде не жить, все время ехать, просто – не жить. <…> Когда я без человека, он во мне целей – и цельней. <…> Знаете, где и как мне хорошо? В новых местах, на молу, на мосту, ближе к нигде, в часы, граничащие с никоторым. (Есть такие.)" (С. Н. Андрониковой, 15 июля 1926 г.).

На льдине…
На льдине — Любимый, На мине — Любимый, На льдине, в Гвиане, в Геенне — любимый.
В коросте — желанный, С погоста — желанный: Будь гостем! — лишь зубы да кости — желанный!
Тоской подколенной До тьмы проваленной Последнею схваткою чрева — жаленный.
И нет такой ямы, и нет такой бездны — Любимый! желанный! жаленный! болезный!
1936


Слайд 14 Тема любви - разлуки
«Я не в Онегина влюбилась,

Тема любви - разлуки«Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина

а в Онегина и Татьяну (и может быть, в

Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее - немножко больше), не в них двух, а в их любовь. В любовь. <>             Эта первая моя любовная сцена, предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на не-любовь- обрекла.» («Мой Пушкин», 1936)

Клонится, клонится лоб тяжелый…
Клонится, клонится лоб тяжелый, Колосом клонится, ждет жнеца. Друг! Равнодушье — дурная школа! Ожесточает оно сердца.
Жнец — милосерден: сожнет и свяжет, Поле опять прорастет травой… А равнодушного — Бог накажет! Страшно ступать по душе живой.
Друг! Неизжитая нежность — душит. Хоть на алтын полюби — приму! Друг равнодушный! — Так страшно слушать Черную полночь в пустом дому!
Июль 1918


Слайд 15 Тема одиночества
Анжелика
Темной капеллы, где плачет орган, Близости кроткого лика!.. Счастья

Тема одиночестваАнжеликаТемной капеллы, где плачет орган, Близости кроткого лика!.. Счастья земного

земного мне чужд ураган: Я — Анжелика.
Тихое пенье звучит в

унисон, Окон неясны разводы, Жизнью моей овладели, как сон, Стройные своды.
Взор мой и в детстве туда ускользал, Он городами измучен. Скучен мне говор и блещущий зал, Мир мне — так скучен!
Кто-то пред Девой затеплил свечу, (Ждет исцеленья ль больная?) Вот отчего я меж вами молчу: Вся я — иная.
Сладостна слабость опущенных рук, Всякая скорбь здесь легка мне. Плющ темнолиственный обнял как друг Старые камни;
Бело и розово, словно миндаль, Здесь расцвела повилика… Счастья не надо. Мне мира не жаль: Я — Анжелика.

“Одиночество делает меня высокомерной… Несмотря на голод, холод - силы ещё есть, и вся жизнь впереди, и ощущение безмерности своего дара, для которого одиночество - необходимость, потребность. Я привыкла к жизни в мире совершенном: в душе.” (Из писем», 1919)
“Одиночеству ведь никто никогда не радуется, кроме лгунов и снобов. Оттого, кажется мне, и Пушкин на необитаемом острове написал бы только несколько стихотворений, да и то не самых лучших. (Ты царь: живи один. — Пушкин.)” («Об одиночестве»)


Слайд 16 Тема смерти
В тяжелой мантии торжественных обрядов
В тяжелой мантии

Тема смертиВ тяжелой мантии торжественных обрядовВ тяжелой мантии торжественных обрядов, Неумолимая,

торжественных обрядов, Неумолимая, меня не встреть. На площади, под тысячами взглядов, Позволь

мне умереть.
Чтобы лился на волосы и в губы Полуденный огонь. Чтоб были флаги, чтоб гремели трубы И гарцевал мой конь.
Чтобы церквей сияла позолота, В раскаты грома превращался гул, Чтоб из толпы мне юный кто-то И кто-то маленький кивнул.
В лице младенца ли, в лице ли рока Ты явишься — моя мольба тебе: Дай умереть прожившей одиноко Под музыку в толпе.
1913

«Жизнь — вокзал, скоро уеду, куда — не скажу» (“Анкета”, 1926г)


Слайд 17
"Я не люблю жизни как таковой, –

признавалась она чешской подруге, – для меня она начинает

значить, т. е. обретать смысл и вес – только преображенная, т. е. в искусстве. Если бы меня взяли за океан – в рай – и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая" (А. А. Тесковой, 25 декабря 1925 г.).

Что другим не нужно — несите мне…
Что другим не нужно — несите мне: Все должно сгореть на моем огне! Я и жизнь маню, я и смерть маню В легкий дар моему огню.
Пламень любит легкие вещества: Прошлогодний хворост — венки — слова… Пламень пышет с подобной пищи! Вы ж восстанете — пепла чище!
Птица-Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю и горю до тла, И да будет вам ночь светла.
Ледяной костер, огневой фонтан! Высоко несу свой высокий стан, Высоко несу свой высокий сан — Собеседницы и Наследницы!
2 сентября 1918


  • Имя файла: prezentatsiya-poeticheskaya-biografiya-m-i-tsvetaevoy.pptx
  • Количество просмотров: 114
  • Количество скачиваний: 0