Слайд 2
Где стихи, а где проза?
Гуляют тучи золотые
Над
отдыхающей землей,
Поля просторные, немые
Блестят, омытые росой.
И. С.
Тургенев
Последний день июля месяца.
На тысячи верст кругом Россия -родной край. Безветрие, теплынь…
Воздух - молоко парное!
И. С. Тургенев
Слайд 3
Стихи и проза.
Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму.
Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Слайд 4
Рифма
Рифма - это когда слова в концах стихотворных
строчек заканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, коржик –
моржик.
Слайд 5
Типы рифмы
Основное различие рифмы в том, что ударение
в словах может падать на последний слог, на первый
или может оказаться в середине слова. С этой точки зрения различают:
Мужская рифма – ударение падает на последний слог: "волна – она";
Женская – ударение падает на предпоследний слог: "летом – светом";
Дактилическая – ударение падает на третьем слоге от конца: "ухабинах – впадинах";
Гипердактилическая – ударение падает на четвертый слог от конца и дальше: "почесывает – обтесывает".
Слайд 6
Перекрёстная рифма
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит
оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.
Слайд 7
Парная рифма
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт,
бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом
чахнет;
Там русский дух... Там Русью пахнет!
Слайд 8
Опоясывающая рифма
И там я был, и мёд я
пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под
ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Слайд 9
Составная рифма – когда рифма в одной строке
состоит из одного слова, а в другой строке –
из двух и более слов, например:
"городничего – не купи чего";
Слайд 10
Тавтологическая рифма – повтор одного и того же
слова, например:
Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю,
сказало злато;
Все возьму, сказал булат.
(А. Пушкин)
Слайд 11
Омонимическая рифма – повторение слов, которые звучат одинаково,
но имеют разное значение, например:
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть
черных кос,
Я рядом плыл, сошлись кормила,
Закатный луч был странно кос.
(В. Брюсов)
Слайд 12
Каламбурная рифма – рифма, основой которой является игра
слов.
«Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите
ж, не болтайте,
А не то поколочу».
(А. Пушкин)
Слайд 13
Ритм
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через
равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в
строке).
Ритм - это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы - это ритм. Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме. Стихи - это ритмически организованная речь.
Слайд 14
Ритмическая единица 1-го уровня - СЛОГ. В русском
языке слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью (есть языки,
где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог не будет ритмической единицей).
Слайд 15
Ритмическая единица 2-го уровня - СТОПА, обусловленная чередованием
ударных и безударных слогов. Например, строчка "буря мглою небо
кроет" ритмически запишется /-/-/-/- ("/" - ударный, "-" - безударный слог). Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый ударный (в языках, где нет силового ударения, стопа, конечно, будет построена по другому принципу).
Слайд 16
Ритмическая единица 3-го уровня - СТРОКА. И это
- НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА. Она имеет наибольшее самостоятельное
значение.
Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
Слайд 17
Итак, чтобы было проще, лучше всего подсчитать количество
слогов в каждой рифмующейся строчке. Их КОЛИЧЕСТВО должно быть
ОДИНАКОВЫМ! Если в первой строке 10 слогов, а с ней рифмуется третья (перекрёстная рифмовка), то именно в первой и третьей строке КАЖДОГО куплета должно быть то же количество слогов (а не 9-12-13…). Так же надо подсчитать рифмующиеся между собой вторую и четвёртую строчку. Скажем, в них по 13 слогов, значит, такой размер должен сохраниться до самого конца стиха. И, естественно, надо следить за ударением. Нарушение этого правила и считается СБОЕМ РИТМА.
Слайд 19
Итак, основные стихотворные метры:
Хорей - двудольная (из двух
слогов) стопа с ударением на первом слоге.
Например:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается
луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
А. Пушкин.
Слайд 20
Ямб – двудольная (из двух слогов) стопа
с ударением на втором слоге.
Например:
Я знаю - город будет,
Я
знаю – саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть.
В. Маяковский.
Слайд 21
Дактиль – трехдольная (из трех слогов) стопа с
ударением на первом слоге.
Например:
Славная осень! Здоровый, ядреный!
Воздух усталые силы
бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Н. Некрасов.
Слайд 22
Амфибрахий – трехдольная (из трех слогов) стопа с
ударением на втором слоге.
Например:
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из
лесу вышел; был сильный мороз,
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Н. Некрасов.
Слайд 23
Анапест – трехдольная (из трех слогов) стопа
с ударением на третьем слоге
Например:
Я тебе ничего не скажу,
Я
тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А.Фет.
Слайд 24
Белый стих – название метрически (стопных) стихов без
рифм. Белые стихи могут иметь все перечисленные выше размеры.
Единственное его различие с обычным стихотворением – это отсутствие какой-либо рифмы.
Например:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…
А. Пушкин.
Слайд 25
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна
в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Слайд 26
ямб
Как весел грохот летних бурь.
Когда, взметая прах летучий,
Гроза,
нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно.