Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе Философская лирика Лермонтова

К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства, Но хочет всё душа моя Во всем дойти до соверше нства. Пронзая будущего мрак, Она, бессильная, страдает И в настоящем всё не так, Как бы
Темы и мотивы философской лирики М.Ю.Лермонтова.Глубина ее проблематики и драматизм звучания. К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства, Но Философия(греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo - люблю и sophía Лирика- род литературы,-особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения «В лирическом произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выговаривается словом; Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы по Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они выражены Па́фос (греч.) — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или Пафосом философской лирики Лермонтова является его стремление к самопознанию, Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, Для Лермонтова оказываются неразрывно связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным Он заявляет о несправедливости вселенских и человеческих законов и выступает с обвинением Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного В отличие от Пушкина в лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного
Слайды презентации

Слайд 2 К чему ищу так славы я? Известно, в славе

К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства,

нет блаженства, Но хочет всё душа моя Во всем дойти до

соверше нства. Пронзая будущего мрак, Она, бессильная, страдает И в настоящем всё не так, Как бы хотелось ей, встречает.

Слайд 3 Философия
(греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo

Философия(греч. philosophía - любовь к мудрости, от philéo - люблю и

- люблю и sophía - мудрость)

общие принципы бытия и

познания;
отношении человека и мира;
всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека.

Слайд 4 Лирика
- род литературы,
-особый способ художественного мышления и осмысления

Лирика- род литературы,-особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении

жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при

исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Поэтому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.

Слайд 5 «В лирическом произведении, как и во всяком произведении

«В лирическом произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выговаривается

поэзии, мысль выговаривается словом; но эта мысль скрывается за

ощущением и возбуждает в нас созерцание, которое трудно перевести на ясный и определённый язык сознания. И это тем труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы картину, между тем как в нём главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас…»

(Из статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»)


Слайд 6 Философия вообще и философская лирика в частности решает

Философия вообще и философская лирика в частности решает вопросы, которые неразрешимы

вопросы, которые неразрешимы по своей сути, вопросы вечные:
что

такое человек и что такое жизнь человека?
Где грань между будничным, сиюминутным и вечным?
Что есть смерть и что наступит после нее?
Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая множество ошибок?
Вопросов много. Они мучительны. Они неразрешимы.


Слайд 7 Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы.

Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они

Наиболее полно они выражены в стихотворениях «Молитва» (1829), «Монолог»,

«Благодарность», «И скучно и грустно», «Благодарность», «Я жить хочу, хочу печали» , «Как часто пестрою толпою окружен» и др.

Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует, мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей…

Слайд 8 Па́фос (греч.) — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория,

Па́фос (греч.) — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере

соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются

эмоциональной возвышенностью над чем-либо.
Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос.
В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.

Слайд 9 Пафосом философской лирики Лермонтова является

Пафосом философской лирики Лермонтова является его стремление к самопознанию,

его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к

людям и к миру.
В центре внимания поэта — столкновение дьявольского и божественного в душе человека.
Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философские вопросы.
Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова намечаются ответы.

Слайд 10 Лермонтов задумывается над извечным вопросом

Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и

о смысле жизни и находит его не в гармонии

и покое, не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…».
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

Слайд 11 Лермонтова-философа волнует вопрос о

Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он

взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место

во вселенной
- «Выхожу один я на дорогу»,«Мой дом», «Небо и звезды», «Для чего я не родился…».

Слайд 12 Для Лермонтова оказываются неразрывно связанными понятия «покой» и

Для Лермонтова оказываются неразрывно связанными понятия «покой» и «одиночество». И это

«одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от

пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля».
Мотив одиночества получил в произведении «Выхожу один я на дорогу...».
Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отдаленности от людей поразительно:
Уж не жду от жизни ничего я
И не жаль мне прошлого ничуть.
Я ищу свободы и покоя,
Я б хотел забыться и заснуть...
Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в том, чтобы не просто слиться с природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви.

Слайд 13 Он заявляет о несправедливости вселенских и человеческих законов

Он заявляет о несправедливости вселенских и человеческих законов и выступает с

и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда

готов видеть виновника мирового зла
-«Благодарность».

Поэта волнует «загадка жизни и смерти», он часто поднимает тему бессмертия души, но при этом склонен к утверждению материальной жизни как наиболее близкой и понятной («К деве небесной», «Земля и небо», «Что толку жить!.. Без приключений…»).

Слайд 14 Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они

Белинский, отмечавший, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины

вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав.
И

страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества.
В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды».
Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».


  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-filosofskaya-lirika-lermontova.pptx
  • Количество просмотров: 196
  • Количество скачиваний: 3