II появился внук — великий князь Александр Павлович, с
которым императрица во многом связывала свои планы, в том числе династические. Поэтому она не только горячо полюбила первенца своего старшего сына, но и уделяла немало внимания воспитанию в нем будущего государственного мужа.
Живо интересовавшаяся русской историей и литературой, да и сама не чуждавшаяся литературного труда, Екатерина II в назидание потомству, а более своему четырехлетнему внуку, сочиняет в 1781 г. нравоучительную «Сказку о царевиче Хлоре». Назидательная, несколько слащавая, даже наивная (а по своим литературным достоинствам — весьма примитивная) новая сказка призвана была способствовать формированию важнейших необходимых качеств будущего императора.
Юный Хлор, сын легендарного князя Кия, волею фантазии Екатерины II, был похищен киргизским ханом, «на дикой степи кочующим с кибитками». Для «узнания его дарований» хан посылает царевича «сыскать цветок — розу без шипов, которая не колется». В ходе поисков такой розы, символа добродетели, юноша встречается со множеством препятствий и соблазнов («льстивыми людьми», «веселящимися людьми», людьми, «проводящими время в забавах», «пьяношатающимися в безобразии около волынщика», рыночными торговцами, не узнавшими царевича и обругавшими его; последним препятствием становится гора с крутой и каменистой тропинкой, ведущей к конечной цели путешествия — «Храму Розы без шипов».
Подобная цепь препятствий соседствует в сказке с аллегорическими образами идеализированной сельской жизни — «домом крестьянским и несколькими десятинами весьма удобренной земли, на которой всякой хлеб…», — так называемый «намет», представлявший олицетворение земледельческой основы России.
Когда царевич Хлор начал подниматься на крутую гору к «Храму Розы без шипов», ему «попались навстречу старик и старуха в белом платье» и протянули посохи свои для лучшей опоры при восхождении — эти персонажи в сказке названы «честностью» и «правдой». Другим положительным героем повествования является учитель — «человек немолодой, но приятного вида, который окружен был множеством юнош» (очевидный намек на будущих воспитателей и учителей самого Александра Павловича). Именно учитель по сказке растолковывает царевичу значение понятия «розы без шипов» как символа добродетели.
Уже в самом начале пути главный герой оказывается перед выбором направления на перекрестке дорог, где ему подсказывается избрание «прямой дороги, по которой не все ходят, хотя она пригожее других», «хороша да кратка».
Дорогой царевичу попадается ханская дочь Фелица, также по-своему способствовавшая успеху поиска розы без шипов, послав на помощь Хлору своего сына по имени Разсудок.
Преодолев все трудности, царевич отыскал, наконец, желанную розу без шипов и «лишь успел снять ее с куста, как в тамо находящемся храме заиграли на трубах и литаврах». Все, таким образом, заканчивается благополучно: царевич с розой поспешил к хану, а тот, довольный, отослал его «со цветком» к князю-отцу.
Можно с уверенностью утверждать, что уже вскоре после появления екатерининской «Сказки о царевиче Хлоре» она становится достаточно широко известной современникам. Не случайно уже в следующем 1782 г. величайший русский поэт XVIII столетия Г. Р. Державин создает бессмертную оду «Фелица», одно из лучших своих поэтических произведений, заимствуя имя для главной героини из царициной сказки. При этом Державин воспел Екатерину как «богоподобную царевну», «которой мудрость несравненна». Назвав в своей оде Фелицу «киргиз-кайсацкой царевной» он тем самым нарочито намекнул на связь своего стихотворения со сказкой императрицы.
Успех «Фелицы» намного превзошел популярность своего прообраза и, по свидетельству исследователей, «именно она послужила непосредственным поводом к созданию целого архитектурного комплекса близ Павловска, известного под названием Александрова дача…».
Донести смысл бабушкиной сказки до маленького Александра предстояло его воспитателю графу Н. И. Салтыкову. Законоучителем же великого князя Екатерина назначила протоиерея А. А. Самборского. Оба наставника были в дружеских отношениях с графом А. А. Безбородко, статс-секретарем императрицы, фактическим руководителем российской внешней политики, пользовавшимся особым доверием Екатерины. Безбородко, в свою очередь, был дружен с начинающим тогда архитектором Н. А. Львовым, одновременно являясь и его начальником в только что образованном (1782 г.) Главном Почтовых Дел Правлении.
Видимо, в кругу этих незаурядных представителей екатерининского царствования и появилась идея дополнить, усилить воздействие на Александра сказки его державной бабки, проиллюстрировав ее на местности, прилегающей к еще продолжавшему строиться грандиозному ансамблю павловского дворца и парка, объемными сооружениями, превратив, таким образом, знакомство великого князя с основными идеями сказки в поучительную игру. Исполнителем этого необычного замысла стал Н. А. Львов (а не Ч. Камерон, как ошибочно предполагалось до сих пор). Анализ общего замысла усадьбы Александрова дача, характер ее отдельных сооружений, обнаружение подписного проектного чертежа позволяют говорить об авторстве именно Львова.
Александрова дача включала в себя свыше десятка различных построек, соответствовавших тем или иным событиям сказки. Центром ансамбля являлся семиколонный купольный «Храм Розы без шипов». По запруженной речке Тызве плавали модели кораблей, также выполненные по замыслу Львова (за что он был удостоен из рук самой Екатерины дорогого перстня). В настоящее время из всех построек усадьбы сохраняется лишь руина «Храма Флоры и Помоны».
На этом история Александровой дачи, однако, не заканчивается. Посетивший ее русский ученый и мало известный поэт С. С. Джунковский написал поэму, опубликованную в 1793 г., под названием «Александрова, увеселительный сад…», где он восторгается увиденной усадьбой. Поэма эта стала единственным описанием Александровой дачи сразу после ее создания в XVIII в., и о некоторых ее сооружениях мы можем сегодня составить представление лишь по не очень складным стихам Джунковского.
Так появление сказки Екатерины II повлекло за собой рождение державинской оды «Фелица», архитектурной иллюстрации к сказке в виде усадьбы «Александрова дача» по проекту Н. А. Львова, что в свою очередь вдохновило С. С. Джунковского на создание еще одного поэтического варианта того же сюжета.
Преодолев все трудности, царевич отыскал, наконец, желанную розу без шипов и «лишь успел снять ее с куста, как в тамо находящемся храме заиграли на трубах и литаврах». Все, таким образом, заканчивается благополучно: царевич с розой поспешил к хану, а тот, довольный, отослал его «со цветком» к князю-отцу.
Можно с уверенностью утверждать, что уже вскоре после появления екатерининской «Сказки о царевиче Хлоре» она становится достаточно широко известной современникам. Не случайно уже в следующем 1782 г. величайший русский поэт XVIII столетия Г. Р. Державин создает бессмертную оду «Фелица», одно из лучших своих поэтических произведений, заимствуя имя для главной героини из царициной сказки. При этом Державин воспел Екатерину как «богоподобную царевну», «которой мудрость несравненна». Назвав в своей оде Фелицу «киргиз-кайсацкой царевной» он тем самым нарочито намекнул на связь своего стихотворения со сказкой императрицы.
Успех «Фелицы» намного превзошел популярность своего прообраза и, по свидетельству исследователей, «именно она послужила непосредственным поводом к созданию целого архитектурного комплекса близ Павловска, известного под названием Александрова дача…».
Донести смысл бабушкиной сказки до маленького Александра предстояло его воспитателю графу Н. И. Салтыкову. Законоучителем же великого князя Екатерина назначила протоиерея А. А. Самборского. Оба наставника были в дружеских отношениях с графом А. А. Безбородко, статс-секретарем императрицы, фактическим руководителем российской внешней политики, пользовавшимся особым доверием Екатерины. Безбородко, в свою очередь, был дружен с начинающим тогда архитектором Н. А. Львовым, одновременно являясь и его начальником в только что образованном (1782 г.) Главном Почтовых Дел Правлении. Видимо, в кругу этих незаурядных представителей екатерининского царствования и появилась идея дополнить, усилить воздействие на Александра сказки его державной бабки, проиллюстрировав ее на местности, прилегающей к еще продолжавшему строиться грандиозному ансамблю павловского дворца и парка, объемными сооружениями, превратив, таким образом, знакомство великого князя с основными идеями сказки в поучительную игру. Исполнителем этого необычного замысла стал Н. А. Львов (а не Ч. Камерон, как ошибочно предполагалось до сих пор). Анализ общего замысла усадьбы Александрова дача, характер ее отдельных сооружений, обнаружение подписного проектного чертежа позволяют говорить об авторстве именно Львова.
Александрова дача включала в себя свыше десятка различных построек, соответствовавших тем или иным событиям сказки. Центром ансамбля являлся семиколонный купольный «Храм Розы без шипов». По запруженной речке Тызве плавали модели кораблей, также выполненные по замыслу Львова (за что он был удостоен из рук самой Екатерины дорогого перстня). В настоящее время из всех построек усадьбы сохраняется лишь руина «Храма Флоры и Помоны».
На этом история Александровой дачи, однако, не заканчивается. Посетивший ее русский ученый и мало известный поэт С. С. Джунковский написал поэму, опубликованную в 1793 г., под названием «Александрова, увеселительный сад…», где он восторгается увиденной усадьбой. Поэма эта стала единственным описанием Александровой дачи сразу после ее создания в XVIII в., и о некоторых ее сооружениях мы можем сегодня составить представление лишь по не очень складным стихам Джунковского.
Так появление сказки Екатерины II повлекло за собой рождение державинской оды «Фелица», архитектурной иллюстрации к сказке в виде усадьбы «Александрова дача» по проекту Н. А. Львова, что в свою очередь вдохновило С. С. Джунковского на создание еще одного поэтического варианта того же сюжета.