Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе на тему Сребряный век. Футуризм 11 класс

Содержание

Эпиграф к уроку:выявить особенности футуризма как авангардного литературного течения модернизма, самого крайнего по своему эстетическому радикализму, подчеркнуть новаторство поэтов – футуристов в лексике, ритмике, рифме, их активное словотворчество. Понятие о поэте как миссионере «нового искусства», декларация
Русский футуризм«Нам слово нужно для жизни»  Г.Свиридов. Время, вперед! Эпиграф к уроку:выявить особенности футуризма как авангардного литературного течения модернизма, самого крайнего Проблемный вопрос:А было ли новаторство втворчестве поэтов – футуристов?? Вопросы для исследования:Русский футуризм  1. Что такое футуризм?  2. Какой Футуризм: пять имен,  взорвавшие спокойствие… «Я, гений Игорь Северянин…»Александр Новиков. Ананасы в шампанском. «2010Первое имя: Игорь Северянин. ПОЭЗИЯ – ИСТРЕПЕННАЯ ДЕВКАкрасотакощунственная дряньЗвезды - черви«Небо — труп»!! Я – учитель Долой вашу любовь!Четыре крика четырех  Третье имя: Владимир Маяковский. Громада-Маяковский – Б.Григорьев. Портрет режиссера В.Мейерхольда. 1916Е.Вахтангов. Фото.. 1910 Четвертое имя: В.Мейерхольд: революционер театра, Пятое имя: Казимир Малевич. УНОВИС - утвердители  нового искусства, так Так что же такое есть футуризм?ФУТУРИЗМ – (от латинского «футурум» -будущее) – Маринетти вместе с художниками и поэтами У. Боччони, Так появилась группа кубофутуристов «Гилея»Футуристы: А.Крученых,Д.Бурлюк,В.Маяковский,Н.Бурлюк, Б.ЛившицСело Чернянка в Таврической губернии - Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912г)‏ В сборнике «Садок судей II» - 1913 год - футуристы уточнили свои Скандалом начиналось каждое выступление футуристов. «Перед выходом нашим на эстраду сторож принёс Д. Д. Бурлюк – отец русского футуризма Д. Д. Бурлюк Фото МЕРТВОЕ НЕБО«Небо — труп»!! не больше! Звезды — Картины Д.БурлюкаД.Бурлюк. Пахарь. 1910Д.Бурлюк. Революция. 1917Д.Бурлюк. В.Каменский. 1917 Василий Васильевич Каменский – поэт-футурист, художник, редактор первого футуристического сборника «Садок судей», Василий Каменский чувствовал себя «поэтом всемирного динамизма, пришельцем – вестником из будущего»НА Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер - живого разговорного слова. Я – поэт. Этим и интересенЯ хочу быть понят моей страной,а не Маяковский – футурист. Экспозиция музея В.Маяковского в Москве «Владимир Маяковский? Да – сБас, говорят, и в кофте» Футуризм – это искусство городское, урбанистическое, как бы сейчас сказали искусство мегаполиса. «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства. Каждый же Анализ стихотворения В.Маяковского «Нате!» В8. В.Маяковского «Живописцы будетляне, — объяснял Алексей Крученых в декларации подписанной также и Хлебниковым, У меня совершенно по-иному дрожат скулы – Маяковский принадлежал к группе футуристов... Наиболее глубоким был Футуризм был неоднороден, более того, внутренняя полемика в  футуризме отличалась Николай Асеев   (1889-1963)‏Борис Пастернак (1890-1960) Григорий Петников Группа «Центрифуга»: Б. Пастернак   Февраль. Достать чернил и плакать! Писать Фантасмагория                            Н.С.Гончаровой    Летаргией бульварного Я принимаю синеглазыхОкраин вешних простоту, И странную вдыхаю ясень В засеребришвемся листу. ЭгофутуризмЭГОФУТУРИЗМ – (от латинского «футурум»+«эго»(я)‏«я - будущее» или «я в будущем» -ветвь Игорь Северянин. Его называли первым футуристом. В 1918 году на поэтическом вечере ЭгополонезЖиви, Живое! ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН Игорь Северянин - «царственный паяц»   Игорь Северянин. Сборник«За струнной В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы Весенний день горяч и золот, -  Весь город солнцем ослеплен! Это было у моря, где ажурная пена, Королева играла - в башне Александр Новиков. Ананасы в шампанском. 2010Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! ЗАПЕВКА   О России петь - что стремиться в храм КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ Футуристы отказались от строфы, им оказался ближе «поэтический размер Для футуристов характерно отрицание прежней культуры, исторических корней, воспевание Поэты - футуристы считали живопись высшим искусством, почти все они сами Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардом в живописи. Можно Малевич оформил ряд изданий русских футуристов. Его живопись этих лет демонстрировала отечественный В 1913 – 1914 гг. Малевич создал ряд работ, в которых стремился Наталия Гончарова - русскаяхудожница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в А такие художники – авангардисты, как В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов – создали свои «Нам слово нужно для жизни» - русский футуризм• Серебряный век. Поэзия. (Школа
Слайды презентации

Слайд 2 Эпиграф к уроку:

выявить особенности футуризма как авангардного литературного

Эпиграф к уроку:выявить особенности футуризма как авангардного литературного течения модернизма, самого


течения модернизма, самого крайнего по своему эстетическому радикализму, подчеркнуть

новаторство поэтов – футуристов в лексике, ритмике, рифме, их активное словотворчество. Понятие о поэте как миссионере «нового искусства», декларация о разрыве с традицией, абсолютизация«самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык. Звуковой и графический
эксперимент в поэзии футуризма.

Цели урока

Урок –
панорама

Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства. Каждый же период жизни имеет свою словесную формулу. Борьба наша за
новые слова для России вызвана жизнью.
В. Маяковский. Без белых флагов 1914


Слайд 3

План урока.1.

План урока.
1. Вступительное слово учителя: Русский футуризм.
2. Сценка «Пощечина общественному вкусу»
3. Выразительное чтение стихов поэтов – футуристов.
4. Анализ стихотворения В.Маяковского «Наш марш»:
5. Сообщение учащегося: « Я – гений, Игорь Северянин».
Поэзия Игоря Северянина»,
6. Сообщение учащегося: «Поэзия русского футуризма
и художники – авангардисты».
7. Подготовка к ЕГЭ



План урока


Слайд 4 Проблемный вопрос:
А было ли новаторство в
творчестве поэтов –

Проблемный вопрос:А было ли новаторство втворчестве поэтов – футуристов??

футуристов?
?


Слайд 5
Вопросы для исследования:


Русский футуризм
1. Что такое

Вопросы для исследования:Русский футуризм 1. Что такое футуризм? 2. Какой стилевой

футуризм?
2. Какой стилевой принцип является ведущим в

творческой
практике футуристов?
3. В чём проявилось новаторство поэтов – футуристов?
4. Как связана поэзия русского футуризма с авангардом в
живописи?
5. Существовало ли внутреннее единство футуризма
с символизмом и акмеизмом?


Слайд 6 Футуризм: пять имен, взорвавшие спокойствие…

Футуризм: пять имен, взорвавшие спокойствие…

Слайд 7 «Я, гений Игорь Северянин…»
Александр Новиков. Ананасы в шампанском.

«Я, гений Игорь Северянин…»Александр Новиков. Ананасы в шампанском. «2010Первое имя: Игорь

«2010
Первое имя: Игорь Северянин. Его называли первым футуристом.
В 1918

году на поэтическом вечере в Политехническом музее он был избран «королем поэтов» «Удивительно вкусно, искристо, остро!..» - это и о его поэзии. Король экспрессии, жажды жизни

Слайд 8

ПОЭЗИЯ –
ИСТРЕПЕННАЯ ДЕВКА
красота
кощунственная дрянь

Звезды -
черви

«Небо —

ПОЭЗИЯ – ИСТРЕПЕННАЯ ДЕВКАкрасотакощунственная дряньЗвезды - черви«Небо — труп»!! Я –

труп»!!

Я – учитель
Маяковского
Второе имя: Давид Бурлюк –

отец русского футуризма, организатор, обладавший сверхъестественным чутьем, объединил вокруг себя великие таланты - В.Маяковского и В. Хлебникова, создал новую эстетику – антиэстетику футуризма. Король эпатажа


Я – издатель
В.Хлебникова


Слайд 9
Долой вашу любовь!

Четыре крика четырех
Третье имя:

Долой вашу любовь!Четыре крика четырех Третье имя: Владимир Маяковский. Громада-Маяковский –

Владимир Маяковский. Громада-Маяковский –
ниспровергатель замшелых авторитетов. Король

обновления

В.Маяковский

Долой вашу религию

Долой ваш строй!


Долой ваше искусство!

частей


Слайд 10 Б.Григорьев. Портрет режиссера
В.Мейерхольда. 1916
Е.Вахтангов. Фото.. 1910


Четвертое

Б.Григорьев. Портрет режиссера В.Мейерхольда. 1916Е.Вахтангов. Фото.. 1910 Четвертое имя: В.Мейерхольд: революционер

имя: В.Мейерхольд: революционер театра, создавший свою
«биомеханику» - творение

пластических форм в пространстве и на
долгие годы определивший развитие театра. Король жеста.

Даешь новый театр?!



Слайд 11 Пятое имя: Казимир Малевич. УНОВИС - утвердители нового

Пятое имя: Казимир Малевич. УНОВИС - утвердители нового искусства, так

искусства, так называлось общество художников, созданное Казимиром Малевичем. Король

красок

Казимир Малевич. Автопортрет

К.Малевич.Черный квадрат

Художники-авангардисты начала века взорвали устаревшее визуальное сознание.

Феномен черного квадрата


Слайд 12
Так что же такое есть
футуризм?



ФУТУРИЗМ –
(от

Так что же такое есть футуризм?ФУТУРИЗМ – (от латинского «футурум» -будущее)

латинского «футурум» -будущее) – третье
и самое крайнее
по

своему эстетическому радикализму литературное течение модернизма.

Футуризм - «безбоязненная молодость, идущая на смену неврастенической дряблости декаденства» К.А.Большаков, футурист «Это — более земное и живое, чем акмеизм». А.Блок

Русские
футуристы
рассматривали
искусство как
средство
преобразования
человека и мира,
средство создания
новой реальности.

?


Слайд 13 Маринетти вместе с художниками

Маринетти вместе с художниками и поэтами У. Боччони, Дж.

и поэтами У. Боччони, Дж. Северини, К. Карра, Л.

Руссоло,
Дж. Балла формулируют цель футуристического движения как тотальное новаторство: "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты". Новое движение должно быть основано на отрицании предшествующих традиций и культуры, строиться на принципах антиэстетизма и антифилософизма - "мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом". Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия, но и вообще культ силы, войны

Умберто Боччони — Улица входит в дом. 1911

Ф. Т. Маринети – футуризм "омолодит лицо мира"

20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро»
Филиппо Томмазо Маринетти, итальянский
художник, поэт, опубликовал «Манифест футуризма», который по словам автора, «
бешеной пулей просвистел над всей литературой"



Слайд 14 Так появилась группа кубофутуристов «Гилея»
Футуристы: А.Крученых,
Д.Бурлюк,В.Маяковский,
Н.Бурлюк, Б.Лившиц
Село Чернянка

Так появилась группа кубофутуристов «Гилея»Футуристы: А.Крученых,Д.Бурлюк,В.Маяковский,Н.Бурлюк, Б.ЛившицСело Чернянка в Таврической губернии

в Таврической губернии - родина русского футуризма
Строения графа

Н. Мордвинова,
управляющим у которого работал
отец братьев Бурлюков

На родине русского футуризма

Зимой 1911 г. в село Чернянка Нижне-Днепровского уезда Таврической губернии в гости к братьям Давиду, Владимиру и Николаю Бурлюкам приехал молодой поэт Бенедикт Лившиц разбирать рукописи Хлебникова (гостившего в Чернянке ранее). Древнегреческое наименование этой местности в устье Днепра — Гилея («лесная») было выбрано названием литературной группы, в которую кроме Бурлюков и Лившица вошли также Хлебников, Василий Каменский и некоторые другие поэты.


Слайд 15 Временем рождения русского футуризма считается
1910 год, когда

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет

вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей», его

авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В.Каменский. Вместе с В. Маяковским они составили группу кубофутуристов «Гилея», наиболее влиятельную в новом течении.

Слева направо стоят: Н. А. Бурлюк,
Д. Д. Бурлюк, В. В.Маяковский;
Сидят: В. В. Хлебников и издатели
футуристских сборников: Г. Л. Кузьмин
и С Д. Долинский.

Футуристические
сборники «Дохлая луна» и «Садок Судей»

«Родился русский футуризм…»

У Давида (Бурлюка) – гнев обогнавшего современников мастера, у меня - пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился русский футуризм. В.Маяковский «Я сам»

Афиша 1-го съезда
футуристов.


Слайд 16 Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912г)‏

Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912г)‏

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы — лицо нашего Времени.
Рог времени трубит нами В словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и
Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней .Кто же, доверчивый,
обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение
мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бу­мажные латы с черного фрака воина
Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к
грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым,
Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке.
Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем
чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами
(Слово-новшество).
2.На непреодолимую ненависть к существо­вавшему до них языку.
3.С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами
Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще и
в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего
вкуса», то все же на них уже трепещут впервые . Зарницы Новой Грядущей Красоты
Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912, декабрь


С «Пощечины» - дерзкой и ниспровергающей -
началось шествие русского футуризма

«Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. С Парохода Современности…»


Слайд 17 В сборнике «Садок судей II» - 1913 год

В сборнике «Садок судей II» - 1913 год - футуристы уточнили

- футуристы уточнили свои принципы:
«Мы расшатали

синтаксис», «Во имя свободы личного
случая мы отрицаем правописание» - отрицание
грамматики, синтаксиса, правописания. «Нами сокрушены ритмы» - новые ритмы, рифмы,
размеры стиха.
«Мы во власти новых тем …тайна властной
ничтожности - воспеты нами!. - стремление к новым
словам и темам.
«Мы презираем славу…Мы новые люди новой жизни
презрение к славе.

«Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью. Только будущее покажет, „германцы“ ли это, или… гунны, от которых не останется и следа».
Николай Гумилев

«Гилейцы» пропагандировали свое искусство в поездках по стране, диспутах, альманахах: «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей 2», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Весеннее контрагентство муз», «Взял» и др.


Слайд 18 Скандалом начиналось каждое выступление футуристов. «Перед выходом
нашим

Скандалом начиналось каждое выступление футуристов. «Перед выходом нашим на эстраду сторож

на эстраду сторож принёс поднос с двадцатью стаканами чая,


вспоминал Василий Каменский. А когда вышли мы (Маяковский — в жёлтом
распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк — в сюртуке и жёлтом жилете, с
расписным лицом, я — с жёлтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным
аэропланом на лбу), когда прежде всего сели пить чай, аудитория гремела,
шумела, орала, свистала, вставала, садилась, хлопала в ладоши,
веселилась». Скандалом и заканчивалось.

Стилистика футуризма: скандалом начиналось… Скандалом и заканчивалось.

Василий Каменский

Сборник «Дохлая луна»
Б. Лившиц, В.Хлебников и др.
Москва, Издательство Первого
журнала русских футуристов, 1914


Сборник футуристов
Москва, Гилея, 1914

Но пафос эпатажа, скандальности у футуристов был слегка нарочитым. Это было
по меткому выражению поэта Е.Евтушенко «эпатирующее озорство». Футуристы
специально поддразнивали, провоцировали публику, «чтобы враждебным
словом отрицанья проповедовать любовь» - «они Пушкина ругают по – новому, а
он становится все ближе по – новому…»


Слайд 19 Д. Д. Бурлюк – отец русского футуризма
Д. Д.

Д. Д. Бурлюк – отец русского футуризма Д. Д. Бурлюк

Бурлюк
Фото 1914
ПЛАТИ - покинем НАВСЕГДА уюты сладострастья.
ПРОКИСШИЕ ОГНИ

погаснут ряби век,
Носители участья.
Всем этим имя человек.
Пускай судьба лишь горькая издевка
Душа - кабак, а небо – рвань,
ПОЭЗИЯ - ИСТРЕПЕННАЯ ДЕВКА,
а красота кощунственная дрянь
Д. Бурлюк

Д.Бурлюк. Пахарь. 1910

...Сатир несчастный, одноглазой, ДОИТЕЛЬ ИЗНУРЕННЫХ ЖАБ... Д.Бурлюк

И. А. Р.
Каждый молод, молод, молод В животе чертовский голод Так идите же за мной… За моей спиной Я бросаю гордый клич, Этот краткий спич! Будем кушать камни, травы, Сладость, горечь и отравы Будем лопать пустоту,
Глубину и высоту, Птиц, зверей, чудовищ, рыб, Ветер, глины, соль и зыбь! Каждый молод, молод, молод, В животе чертовский голод. Все, что встретим на пути Может в пищу нам идти.
1913

Из сборника
«Дохлая луна»

И. А. Р. — из Артюра Рембо, французского поэта-символиста. вольный перевод - интерпретация стихотворения «Праздник голода» («Fetes de la faim», 1873),

Д.Бурлюк - гениальный менеджер,
организатор, объединивший вокруг себя
великие таланты - В.Маяковского и
В. Хлебникова, создавший новую
эстетику – антиэстетику футуризма

Константин Кедров о
Д. Бурлюке.



Слайд 20 МЕРТВОЕ НЕБО
«Небо — труп»!!

МЕРТВОЕ НЕБО«Небо — труп»!! не больше! Звезды — черви

не больше! Звезды — черви — пьяные туманом
Усмиряю боль ше

— лестом обманом. Небо — смрадный труп! Для (внимательных) миопов, Лижущих отвратный круп Жадною (ухваткой) эфиопов. Звезды — черви (гнойная живая) сыпь!! Я охвачен вязью вервий Крика выпь. Люди-звери! Правда звук! Затворяйте же часы предверий Зовы рук Паук. <1913>

Бурлюк в Москве 1956 и 1960 гг.      Давид Бурлюк наводит свой лорнет      разочарованный      на всех кого здесь нет      Но очарованный      на всех кто где-то есть      Да это есть      но кажется не здесь      Он видит как раскинув луч-шаги      шагает Солнце Маяковский      а Маяковский видит как Бурлюк      соединил лорнетом лик и глюк            Но глюки глюками а      в блюдечках-очках      уже бледнеют мальчики ЧК            Надев берет и натянув пиджак      уплыл доитель изнурённых жаб      Давид Бурлюк      Бурлюк Бурлюк Давид      но неизвестно      кто кого доит      дирижёр жаб      дирижабль
Константин Кедров

Александр Блок, дневнике 25 марта 1913 г. записал: «Футуристы дали прежде всего Игоря Северянина. Подозреваю, что значителен Хлебников. Е.Гуро достойна внимания. У Бурлюка есть кулак. Это — более земное и живое, чем акмеизм».

«У Бурлюка есть кулак…»





«Небо — труп»!!

ПОЭЗИЯ –
ИСТРЕПЕННАЯ ДЕВКА

красота
кощунственная дрянь

Звезды -
черви

Д.Бурлюк.
Рис. В.Маяковского.

Провокатор и мистификатор

Он создал свой язык

Эстетика футуризма
не предусматривает
ни смерти, ни старости

Безобразное может
быть прекрасным!

Я – учитель
Маяковского

Я - издатель
Хлебникова


Слайд 21 Картины Д.Бурлюка
Д.Бурлюк. Пахарь. 1910
Д.Бурлюк. Революция. 1917
Д.Бурлюк. В.Каменский. 1917

Картины Д.БурлюкаД.Бурлюк. Пахарь. 1910Д.Бурлюк. Революция. 1917Д.Бурлюк. В.Каменский. 1917

Слайд 22 Василий Васильевич Каменский – поэт-футурист,
художник, редактор первого

Василий Васильевич Каменский – поэт-футурист, художник, редактор первого футуристического сборника «Садок

футуристического сборника
«Садок судей», один из первых русских авиаторов,


создавший слово «самолет», организатор знаменитого
"Кафе поэтов" в Москве

Футурист Василий Каменский:
«Я — сотворил живую книгу…»

Пятиугольная книга
В.Каменского

Телефон-№ 2B-128
Василия Каменского

"Танго с коровами" – пятиугольная книга Каменского (правый верхний угол обрезан). В этой книге тексты напечатаны чёрной краской на жёлтой поверхности – на обратной стороне тонких обоев с разноцветным узором из цветов, благодаря чему создаётся специфическая материальная фактура, оформлена рисунками Владимира и Давида Бурлюков. В стихотворении «Телефон-№ 2B-128», напечатанном в этом сборнике, тект визуализируется: слова и цифры несут одинаковую смысловую нагрузку: подчеркивается шум, издаваемый телефонным аппаратом,, путаница, возникающая в телефонном разговоре из-за помех, Такие книги позже стали называться визуальными

Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с
В. Хлебниковым и С. Городецким. Она прославляет
природу, мир первоначального, стихийного, богата неологизмами, игрой слов и звуковыми параллелями, образующими структуру стиха
Вольфганг Казак

«Стихи должны строиться как дома», -
говорил В.Каменский,- сначала каркас,
затем бетон – вот и «железобетонная поэма».


Слайд 23 Василий Каменский чувствовал себя «поэтом всемирного динамизма, пришельцем

Василий Каменский чувствовал себя «поэтом всемирного динамизма, пришельцем – вестником из

– вестником из будущего»
НА АЭРОПЛАНАХ
Бирюзовыми
Зовами
Взлетая и тая
В долины лучистые
Покоя

земли,
Раскрыляются крылья,
Быстрины взметая, стаи —
Цветистые птиц корабли.
Воздухом —
Духом
Душа изветрилась,
Будто не хочется
Знать о земном.
Крыльями воля
Людей окрылилась,— дни
Океанятся

Звездным звеном.
Тегеран и Бомбей,
Москва и Венеция —
Крыловые пути
Людей-лебедей.
Каир и Париж,
Берлин и Турция
Перекинулись
Стами устами.
Из крыльев мостами
Разлет развели
Стаи — цветистые
Птиц корабли.
1913

Испытание аэрохода В.В.Каменского на Каме.
Каменский за штурвалом. Пермь. 1913

«Быть Каменским – это значит
быть 18 – летним».

Он очень хотел передать в стихах
ощущение полёта и для этого стал
одним из первых русских авиаторов

Вместе с Владимиром Маяковским и
Давидом Бурлюком участвовал в
легендарном футуристическом турне
по городам России, которое положило
начало экспансии авангарда в
российскую провинцию. Театральный
режиссёр Николай Евреинов считал,
что Каменский разгадал секрет вечной
молодости.


Нажмите на пленку


Слайд 24 Нами сокрушены ритмы. Хлебников
выдвинул поэтический размер

Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер - живого разговорного

- живого
разговорного слова. Мы перестали
искать размеры в

учебниках - всякое
движение рождает новый свободный
ритм поэту
Сб. «Садок судей II» Манифест футуристов

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных -
смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно,
смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

«Он родину творчества видел в грядущем…»
Максим Лаврентьев. «Хлебников» (2004).

Портрет Хлебникова
кисти Михаила Ларионова

Велемир Хлебников (1885–1922) –
один из самых талантливых
поэтов-футуристов, их главный
теоретик и вожак, неутомимый
реформатор поэтического языка.
Его стихи вошли в первый
футуристический сборник 1910
года - “Садок судей” В том же году
вышло еще несколько поэтических
и теоретических книг Хлебникова –
“Ряв!”, Творения 1906–1908 и др.
Знаменитый сборник футуристов”
Пощечина общественному вкусу”
(1912) наполовину состоял из
стихов Хлебникова.


Слайд 25 Я – поэт. Этим и интересен
Я хочу быть

Я – поэт. Этим и интересенЯ хочу быть понят моей страной,а

понят моей страной,
а не буду понят, - что ж,


По родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь...

В.Маяковский

я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

душу на блюде несу
я, быть может, последний поэт

Вам завещаю я сад фруктовой
моей великой души


Слайд 26 Маяковский – футурист. Экспозиция музея В.Маяковского в Москве

Маяковский – футурист. Экспозиция музея В.Маяковского в Москве

Слайд 27
«Владимир Маяковский? Да – с
Бас, говорят, и в

«Владимир Маяковский? Да – сБас, говорят, и в кофте»

кофте»

М.Цветаева

я
По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты.
Где города
повешены
и в петле облака
застыли
башен
кривые выи —
иду
один рыдать,
что перекрестком
распяты
городовые.

Давид Бурлюк ввел Маяковского
в круг поэтов-кубофутуристов.
Первое стихотворение «Ночь» (1912)‏
вошло в футуристический сборник
«Пощёчина общественному вкусу».
В 1913 году вышел первый сборник
Маяковского «Я» (цикл из четырёх
стихотворений). Он был написан от
руки, снабжён рисунками Василия
Чекрыгина и Льва Жегина и
размножен литографическим способом
в количестве 300 экземпляров.

«По мостовой моей души» -
поэтическая формула футуриста, урбаниста Владимира Маяковского, его автопортрет

ЖЕЛТАЯ КОФТА. Костюмов у меня не было никогда.
Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег.
Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор.
Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук.
Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор.
А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое.
В.Маяковский. Я сам

В.Маяковский. Фотоархив


Слайд 28 Футуризм – это искусство городское, урбанистическое, как бы

Футуризм – это искусство городское, урбанистическое, как бы сейчас сказали искусство

сейчас сказали искусство мегаполиса. Образ города с его индустриальной

мощью в стихотворении «Ночь» выступает как выражение сущности жизни. Сила, мощь поэтического таланта Маяковского видны уже в этом - первом - стихотворении. «С городом ты в буйный спор вступал», - написала впоследствии А.Ахматова

НОЧЬ Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги. Толпа - пестрошерстая быстрая кошка - плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.

Иван Агеев. Город. Ночные огни


Слайд 29 «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем

«Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства. Каждый

бесполезного
искусства. Каждый же период жизни имеет свою словесную


формулу. Борьба наша за новые слова для России вызвана жизнью.
В. Маяковский. Без белых флагов 1914

В. Маяковский - футурист.
Фото 1914


Футуризм навсегда оставил след в поэзии В.Маяковского. От футуризма сохранились следующие черты:
устремленность в будущее;
воспевание технической мощи
города;
диалог, полный контакт с большой
аудиторией;
масштабность деятельности,
броскость, агитационный стиль;
единение текста и рисунка;
поиск новых возможностей стиха
быть поэтом - значит быть
глашатаем «безъязыкой толпы»

Футуризм и В. Маяковский







Маяковский все переживал с гиперболической силой —любовь, ревность, дружбу
Л. Брик. «Чужие стихи»

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных
труб.




Слайд 30

НАТЕ!Через час отсюда

НАТЕ!
Через

час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то
недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Владимир Маяковский 1913

МАЯКОВСКИЙ В 1913 ГОДУ
Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой рассвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдаленных лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Новые роились голоса...
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса.
Все, чего касался ты, казалось
Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты, — разрушалось,
В каждом слове бился приговор.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпеньем торопил судьбу,
Знал, что скоро выйдешь весел, волен
На свою великую борьбу.
И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.
А.А.Ахматова. 10 марта 1940

В рисунках Маяковского часто встречается изображение
жирафа. Жирафом друзья в шутку называли и самого поэта

И не только потому, что своим
громадным ростом, мощным басом он всегда выделялся – за внешней бравадой проглядывали незащищенность, одиночество
и сердечная рана


Маяковский
Идеограмма


Слайд 31 Анализ стихотворения

Анализ стихотворения В.Маяковского «Нате!» В8. В.Маяковского писатель Ю.Олеша

В.Маяковского «Нате!»
В8. В.Маяковского писатель Ю.Олеша назвал «королем метафор»:

поэт часто использует этот художественный приём, троп,
основанный на внутреннем уподоблении предметов и явлений. Выпишите в именительном падеже из 1 – 3 строф три метафоры
Ответ: -------------------------------- (шкатулки стихов, раковины вещей, бабочка сердца).
В9. Центральная тема стихотворения – развенчивание пошлости. Жизнь обывателей, эгоистичных, сытых и бездушных, отвратительна.., Их
цель – удовлетворение материальных потребностей. Маяковский ни разу не называет их людьми...
А как он их называет? Найдите и выпишите определяющие слова
Ответ: -------------------------- (толпа, стоглавая вошь)‏
В10. Стихотворение построено на классическом противопоставлении: существованию «людишек» противопоставлен поэт, который должен
быть выше толпы, должен нести свет и поэтому отдает на «растерзание» «бабочку сердца».
Какой прием использован поэтом?
Ответ: -------------------------------- (антитеза)
B11 Выпишите из последнего четверостишия два обособленных приложения, в которых лирический герой определяет самого себя.
(Приложения поставьте в именительный падеж.)‏
Ответ: ___________________ (грубый гунн, бесценных слов транжир и мот)‏
B12 Какие эстетические установки футуризма отразились в этом стихотворении?
Ответ: ___________________ (эпатаж, вульгаризмы, ломаный ритм)
С3 Каким вам видится лирический герой данного стихотворения?
С4 В произведениях каких русских поэтов также используются тема толпа и поэт?
Вывод: Стихотворение построено на классическом противопоставлении: существованию «людишек» противопоставлен поэт . Центральная тема стихотворения – развенчивание пошлости. Жизнь обывателей, эгоистичных, сытых и бездушных, отвратительна.., Их цель – удовлетворение материальных потребностей. Маяковский ни разу не называет их людьми… Это толпа, «стоглавая вошь».. Лирический герой – «бесценных слов транжир и мот». Он безуспешно пытается «достучаться» до толпы. Многие исследователи отмечают двойственность лирического героя: с одной стороны, он “грубый гунн”, он плюёт в лицо толпе, с другой — поэт с трепетным сердцем. Он не хочет «кривляться» перед ними, так как ни понят, ни услышан не будет. Но поэт во имя людей должен отдать на «растерзание» «бабочку сердца», жертвуя тем, что у него есть. Использована стилистика футуризма: эпатаж, вульгаризмы, ломаный ритм, обращение к толпе. Своеобразие стиля: предельная краткость, точность, прямолинейность, разнообразные метафоры, эпитеты, сравнения усиливают эмоциональность стихотворения. Ломанный ритм – резкий и ритмичный - задает тон повествованию.
Тема “поэт и толпа” традиционна: Она отражена в программных стихотворениях Пушкина («Поэт», «Памятник»), Лермонтова («Не верь себе», «Погиб поэт»). В стихотворении «Поэт и толпа» А.С.Пушкина толпа характеризуется как «хладный и надменный /Кругом народ непосвященный…» или «толковала чернь тупая». Поэт, лирический герой. обвиняет толпу в корысти: «Тебе бы пользы всё — на вес». Сам же поэт убежден, что «Не для житейского волненья, /Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья,/ Для звуков сладких и молитв. «Всякий истинный поэт …облекает в живые формы общечеловеческое» - писал В.Г.Белинский в статье «Сочинения А.С.Пушкина»

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ


Слайд 32 «Живописцы будетляне, — объяснял Алексей Крученых в декларации

«Живописцы будетляне, — объяснял Алексей Крученых в декларации подписанной также и

подписанной также и Хлебниковым, - любят пользоваться частями тел,

разрезами, а будетляне речетворцы - разрубленными словами и их причудливыми и хитрыми сочетаниями (заумный язык)»

Алексей Крученых

Алексей Крученых с 1912 активно выступает как один из основных авторов и теоретиков русского футуризма, участвует в альманахах футуристов («Садок Судей», «Трое», «Дохлая луна»), выпускает теоретические брошюры («Слово как таковое», «Тайные пороки академиков») и авторские сборники («Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли лэ»), которые целиком (включая шрифт) рисовал сам. Главный теоретик и практик «заумной поэзии», автор хрестоматийно знаменитого заумного текста «на собственном языке» из сборника «Помада» (М., 1913):
дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л эз

А. Кручёных. «Помада».Рукописная книга.
Обложка работы М. Ф. Ларионова. 1913 г.

Обложка книги «Заумь»
работы А.Родченко 1921

«Великий заумник», «бука русской литературы» Алексей Крученых


Слайд 33 У меня совершенно по-иному
дрожат скулы –

У меня совершенно по-иному дрожат скулы –

сабель атласных клац –
когда я выкрикиваю:
хыр рыд чулЫ
заглушаю движенье стульев
и чавкающий
раз двадцать
под поцелуем матрац...
«У меня совершенно по-иному»

Обложка рукописной книги А.Крученых «Взорвалъ»

В.В.Каменский. Рисунок
Из альбома А.Крученых. 1915

Фотокопия знаменитого
пятистишия

Кручёных утверждал, что «в этом пятистишии больше
русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».


Слайд 34 Маяковский принадлежал к группе

Маяковский принадлежал к группе футуристов... Наиболее глубоким был Хлебников,

футуристов... Наиболее глубоким был Хлебников, наиболее последовательным, ортодоксальным —

Крученых, наиболее патетичным — Пастернак, наиболее сильным и человечным — Маяковский. Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — у другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед. Гордый своей внешностью, он писал: Иду — красивый, Двадцатидвухлетний... («Облако в штанах», 1915)
Ю. П. Анненков. «Дневник моих встреч».

Худ. Ю. П. Анненков.
Поэт В.Хлебников

Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был по сравнению с другими поэтами странен, неотразим и патологически молчалив. Иногда, у меня — в Петербурге или в Куокалле, мы проводили длинные бессонные ночи, не произнеся ни одного слова.
Ю. П. Анненков. «Дневник моих встреч».

Худ. Ю. П. Анненков. Автопортрет

Худ. Ю. П. Анненков. В.Маяковский


Слайд 35 Футуризм был неоднороден, более того, внутренняя полемика

Футуризм был неоднороден, более того, внутренняя полемика в футуризме отличалась

в футуризме отличалась особой непримиримостью, а границы между

разными группировками были весьма подвижными.

Помимо «Гилеи» футуризм был
представлен тремя другими
группировками:
эгофутуристов -
И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов,
В. Гнедов и другие;
группой «Мезонин поэзии» -
В. Шершеневич, Хрисанф,
Р. Ивнев и др.
объединением «Центрифуга» -
Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров,
Г. Петников и др.

Б. Пастернак и В.Маяковский
Фотография 1924 г



Слайд 36 Николай Асеев   (1889-1963)‏
Борис Пастернак (1890-1960)
Григорий Петников

Николай Асеев   (1889-1963)‏Борис Пастернак (1890-1960) Григорий Петников

1894-1971
Сергей Бобров (1889 –

1971)

Весной 1913 года С.Бобров организовал кружок молодёжи и открыл небольшое издательство "Лирика", в котором вышли первые книги "Центрифуги". В 1914 году кружок распался и
часть его объединилась под именем "Центрифуга".

Была составлена Грамота, подписанная Б.Пастернаком, Н.Асеевым, С.Бобровым и И. Зданевичем. Первым изданием "Центрифуги" был сборник "Руконог", Основной особенностью в теории и художественной практике участников "Центрифуги" было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое
экспериментаторство и опора на традиции.

Группа «Центрифуга»

Сборники "Центрифуги"


Слайд 37 Группа «Центрифуга»: Б. Пастернак
Февраль. Достать

Группа «Центрифуга»: Б. Пастернак  Февраль. Достать чернил и плакать! Писать

чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною

горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
1913

Схожесть вкусов и пристрастий у Маяковского и Пастернака, перерастающая в зависимость, неизбежно подтолкнула Пастернака к поиску своей интонации, своего взгляда на мир. Но, как заметил Пастернак, «любви без рубцов и жертв не бывает». Постепенно начался его отход от футуристических группировок и от самого Маяковского - вплоть до окончательного разрыва. Уже на склоне лет Пастернак писал: «Я не понимал его пропагандистского усердия, внедрения себя и товарищей силою в общественном сознании, компанейства, артельщины, подчинения голосу злободневности»

Б. Л.Пастернак


Слайд 38
Фантасмагория                            Н.С.Гончаровой

Фантасмагория                            Н.С.Гончаровой  Летаргией бульварного вальса усыплённые лица

Летаргией бульварного вальса усыплённые лица подёрнув, в электрическом небе качался повернувшийся

солнечный жёрнов; покивали, грустя, манекены головами на тайные стражи; опрокинулись тучами стены, звёзды стали, стеная, в витражи; над тоскующей каменной плотью, простремглавив земное круженье, магистралью на бесповоротье облаками гремело забвенье; под бичами качающей стужи коченел бледный знак Фаренгейта, и безумную песенку ту же выводила полночная флейта.
1913

Н. С. Гончарова. Автопортрет
с тигровыми лилиями

Николай Асеев

Н. Асеев начал печататься в 1909 года. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика», затем группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915). Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева. В его поэзии усиливаются революционные мотивы.

Николай Асеев


Слайд 39 Я принимаю синеглазых
Окраин вешних простоту,
И странную вдыхаю

Я принимаю синеглазыхОкраин вешних простоту, И странную вдыхаю ясень В засеребришвемся

ясень
В засеребришвемся листу.
Что это будет? Только очерк.


Дивеева скита лазурь?
Нет! Буйный рост,
Как живопись, как роща,
Поющая и пьющая грозу
Какой густой овладевает ветер,
По заводям зацеловав траву, –
А ласточек моих всё нет и нету!..
И бродит март по талому двору.
Г. Петников 1915

Группа «Центрифуга»: Г. Петников, С. Бобров

РАБ
«Я раб греха»
Вл. Соловьев
О, в этом топоте и шепоте
Все новое здесь для меня:
Шум площади и эти лошади,
И бешеная пляска дня.

Как сон, как сон вы, пальмы милые,
Поля и хижины мои,
И хищники ширококрылые,
И рек тяжелые струи.—

Цепями режущими сдавленный
Перед толпой я обнажен —
Я — солнцем яростным отравленный,
И всем, что было — явь и сон!

Сосед с прогорклыми оливками
Протягивает руку мне.
И мысли пробегут обрывками
В бунтующей нетишине,—

И странен знак сторожу поданный —
И я бледнею от стыда:
Обманом пойманный и проданный
Иду, иду — куда? куда?
Сергей Бобров

Г. Петников

С. Бобров

Композиция Н.Гончаровой


Слайд 40
Эгофутуризм



ЭГОФУТУРИЗМ –
(от латинского «футурум»+«эго»(я)‏
«я - будущее» или

ЭгофутуризмЭГОФУТУРИЗМ – (от латинского «футурум»+«эго»(я)‏«я - будущее» или «я в будущем»

«я в будущем» -
ветвь футуризма,
группировка.,
возникшая в Петербурге:
И. Северянин,
И.

Игнатьев,
К. Олимпов,
В. Гнедов и др.

С футуризмом Маяковского Северянина объединяли эпатирующее озорство, презрение к милитаристскому патриотизму и издевка над затхлым искусственным мирком смертельно скучных классицистов.
Е.Евтушенко

?

?

?

Программа
эгофутуризма:
Душа – единственная истина
Самоутверждение личности
Поиски нового без отвергания
старого
Осмысленные неологизмы
Смелые образы, эпитеты
Борьба со «стереотипами»
Разнообразие метров


Слайд 41 Игорь Северянин. Его называли первым футуристом. В 1918

Игорь Северянин. Его называли первым футуристом. В 1918 году на поэтическом

году на поэтическом вечере в Политехническом музее он был

избран «королем поэтов». «Удивительно вкусно, искристо, остро!..» - это и о его поэзии.

Игорь Васильевич Лотарев (Северянин — псевдоним) (1887— 1941) родился в Петербурге в семье офицера. По материнской линии был потомком Карамзина и принадлежал тому же роду Шеншиных, что и Фет. Кончил реальное училище.
Начал печататься в 1905 году, в 1908-м выпустил первый сбор­ник стихов «Зарницы мысли», где выступал в традициях «чистое лирики», обнаруживая при этом феноменальную склонность к словотворчеству и лирической иронии, которая впоследствии про­грессировала й обогащалась.
В 1911 году возглавил движение эгофутуристов, затем примк­нул к кубофутуристам, но вскоре разошелся и с ними. Сборник Северянина «Громокипящий кубок», вышедший в 1918 году с предисловием Ф. Сологуба (за два года книга выдержала семь изданий), принес поэту грандиозную, не без оттенка скандальнос­ти славу. Следом были один за другим изданы сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоан-тракт»… Огромным успехом пользовались авторские концерты Северянина, на которых он нараспев читал свои вдохновенные «поэзы». Поэт смело вводил в свой стих новые ритмы, каламбурные неологизмы и открывал небывалые в русской словесности жанры и формы: гирлянды триолетов, квадраты квадратов, миньонеты, дизели и проч. Находя отсутствие у Северянина строгого вкуса и глубоких знаний, В. Брюсов при этом отмечал, что «это —лирик, тонко воспринимающий себя и весь мир... это художник, которому открылись тайны стиха...»
Весной 1918 года Северянин на вечере в Политехническом музее был избран «королем поэтов». Северянинское экспериментаторство, сочная звукопись, игра словами и сложной рифмой развивались параллельно с близкими явлениями в поэтике Маяковского.
Летом того же года Северянин, живший тогда в Эстонии, оказался отрезанным от родины. Там он выпустил ряд прозаических и поэтических книг. В стихах этого времени главенствует горькая ностальгическая нота. Умер Северянин в забвении и бедности. Могила поэта — в Таллине.
Изд.: Северянин И. Стихотворения. Л., 1975 («Библиотека поэта». Малая серия).

И. В.Лотарев (1887— 1941)‏
(Северянин — псевдоним)‏


Слайд 42

ЭгополонезЖиви, Живое! Под солнца бубны Смелее,

Эгополонез
Живи, Живое! Под солнца бубны Смелее, люди, в

свой полонез! Как плодоносны, как златотрубны Снопы ржаные моих поэз! В них водопадят Любовь и Нега, И Наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! — поют уста. Во всей вселенной нас только двое, И эти двое — всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! Тебе бессмертье предрешено!
Из сборника «Златолира» 1912

«Живи, Живое! – тебе бессмертие предрешено!» Северянин и эгофутуризм

Сборник И.Северянина
«Затолира» М.,Гриф.1914

В октябре 1911 в Петербурге был организован кружок Ego, в который, кроме Северянина, вошли Г.Иванов, К.Олимпов (К.Фофанов), Грааль – Арельский. В январе 1912 кружок был преобразован в «Академию Эго поэзии». Из-за внутренних распрей, главным образом между Северяниным и Олимповым, «Академия» в конце 1912 распалась. На страницах журнала «Гиперборей» Северянин объявил о своем выходе из всех групп: «…находя миссию моего Эго-Футуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому я солнечно рад.
Энциклопедия «Кругосвет»


Эгофутуризм: «я - будущее» или «я в будущем».

Он стал основателем эгофутуризма, в добавление к просто футуризму, провозгласив культ индивидуализма, возвышающегося над безликой толпой обывателей. Но это приятно щекотало самолюбие самих обывателей. С футуризмом Маяковского Северянина объединяли эпатирующее озорство, презрение к милитаристскому патриотизму и издевка над затхлым искусственным мирком смертельно скучных классицистов. Однако буржуазия, которую Северянин дразнил и издевательски подкалывал насмешками, стала его главной обожательницей. На вечере поэзии в Политехническом музее Северянин был избран Королем поэтов, несмотря на присутствие Блока и Маяковского. Источник: Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.


Слайд 43

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

Сонет - автопортрет
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото -
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая
Как день весны! Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всей первенствующею планетой...
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
1926

Поэт смело вводил в свой стих новые ритмы, каламбурные неологизмы и открывал небывалые в русской словесности жанры и формы: гирлянды триолетов, квадраты квадратов, миньонеты, дизели и проч.

Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсутствие знаний», писал: «Это – лирик, тонко чувствующий и воспринимающий природу и весь мир…
Это истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это – ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное
и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это -художник, которому открылись тайны стиха».


Слайд 44 Игорь Северянин - «царственный паяц»
Игорь

Игорь Северянин - «царственный паяц»  Игорь Северянин. Сборник«За струнной

Северянин. Сборник
«За струнной изгородью лиры»
1918. Художник Д.Митрохин

Интродукция. Триолет
За струнной изгородью лиры Живет неведомый паяц. Его палаццо из палацц — За струнной изгородью лиры... Как он смешит пигмеев мира, Как сотрясает хохот плац, Когда за изгородью лиры Рыдает царственный паяц!.. 1909
Из сб. «За струнной
изгородью лиры»

Северянин наслаждался, вводя в поэзию такие, новые тогда, слова, как "синема", "авто", и наизобретал кучу салонно-технических неологизмов. Его причудливая высокопарность иногда походила на самопародию. Называть себя гением он никогда не стеснялся, но в быту был очень прост. Юный Антокольский был потрясен, когда Северянин в его присутствии заказал в ресторане никакие не "ананасы в шампанском", не "мороженое из сирени", а штоф водки и соленый огурец. При всей его "грезэрности" Северянин явление очень русское, провинциально-театральное. Но зато у него есть одно качество настоящего поэта - стихи его никогда ни с кем не спутаешь. Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.

Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!


Слайд 45 В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной

аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма

лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена



Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

Кэнзели
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена — Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом — Вы такая эстетная, Вы такая изящная... Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам? Ножки плэдом закутайте дорогим, ягуаровым, И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом, И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым — Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!.. 1911


Фаусто Папетти. Маленький цветок


Слайд 46

Весенний день горяч и золот, - Весь город

Весенний день горяч и золот, - Весь город солнцем ослеплен! Я

солнцем ослеплен! Я снова я: я снова молод! Я

снова весел и влюблен! Душа поет и рвется в поле, Я всех чужих зову на "ты"... Какой простор! Какая воля! Какие песни и цветы! Скорей бы - в бричке по ухабам! Скорей бы - в юные луга! Смотреть в лицо румяным бабам, Как друга, целовать врага! Шумите, вешние дубравы! Расти, трава! Цвети, сирень! Виновных нет: все люди правы В такой благословенный день!
И.Северянин

Слайд 47 Это было у моря, где ажурная пена,
Королева играла

Это было у моря, где ажурная пена, Королева играла - в

- в башне замка - Шопена, И, внимая Шопену, полюбил

ее паж.

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

ЭТО БЫЛО У МОРЯ Поэма-миньонет Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж... Королева играла - в башне замка - Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Было все очень просто, было все очень мило: Королева просила перерезать гранат, И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа... Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа.

Картины: Mihael Cheval


Читает Денис Анисимов


Слайд 50 Александр Новиков. Ананасы в шампанском. 2010
Ананасы в шампанском!

Александр Новиков. Ананасы в шампанском. 2010Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс! Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс!

Слайд 51



ЗАПЕВКА

О России петь - что

ЗАПЕВКА  О России петь - что стремиться в храм

стремиться в храм
По лесным горам, полевым

коврам...

О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...

О России петь - что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
1925


Свиридов Северянин Запевки


Слайд 52 КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ


Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
И.П. Мятлев. 1843 г.
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминании о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

…Он предугадал это в своем горьком парафразе Мятлева: "Как хороши, как свежи будут розы моей страной мне брошенные в гроб!" Кокетливый талант, в каком-то смысле искусственный. Но его кокетливость неотразимо обаятельная, а его искусственность самая что ни на есть естественная. По известному выражению, многие трагедии кончаются фарсом. В случае с Северяниным фарс превратился в трагедию
Е.Евтушенко.


Жанна Бичевская


Слайд 53
Футуристы отказались от строфы, им

Футуристы отказались от строфы, им оказался ближе «поэтический размер

оказался ближе «поэтический размер живого разговорного слова». Подобное написание

стихов позволяет передать интонационные нюансы, необходимые при чтении вслух. На слово, вынесенное отдельной строкой, падает особое смысловое ударение. Рифмовка здесь произвольна и могут рифмоваться слова, не стоящие на конце строк ( «значит – плачет», «страшно – каждый»)


Так было ли новаторство в
творчестве поэтов футуристов?

В интонационно – строфическом построении стихотворения есть еще
одна интересная особенность. Конец четвертой строки первой строфы
не является концом фразы — она продолжается во второй строфе.
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли...
Это - междустрофический перенос, прием, позволяет придать стиху
дополнительную динамичность

?


Слайд 54
Для футуристов характерно отрицание прежней

Для футуристов характерно отрицание прежней культуры, исторических корней, воспевание

культуры, исторических корней, воспевание индустриальной мощи: «Только мы -

лицо нашего Времени»; «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности». Они отстаивали «Новую Грядущую Красоту Самоценного (самовитого) Слова». Стилистика футуризма была пронизана пафосом эпатажа, скандальности, они заявляли о разрыве с традицией, приоритете формы над содержанием, демонстрировали вторжение грубой лексики в поэтический язык, звуковой и графический эксперимент
в поэзии.




Вывод:

По размаху жизнетворческих притязаний и по резкости их выражения футуризм превосходил ближайшее ему в этом отношении течение — символизм. Новое поколение модернистов претендовало на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Поэт виделся миссионером этого «нового искусства».
Футуризм был школой творчества, новаторства, поиска новых форм. В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, А.Кручёных, И.Северянин – талантливые, непохожие друг на друга поэты. Они - бунтари в литературе и в жизни, стремились к созданию новых форм, слов и образов. Их поиски новых слов были поисками новых возможностей стиха. При всех их стилистических расхождениях с символистами и акмеистами футуристы тяготели к родственным духовным запросам.


Слайд 55
Поэты - футуристы считали живопись высшим искусством, почти

Поэты - футуристы считали живопись высшим искусством, почти все они

все они сами были художниками. Авангардная живопись была представлена

обществами «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественский) и «Ослиный хвост» (М.Ларионов, Н. Гончарова, С. Бобров, А. Шевченко).

В России к футуристам относят художников поддержавших новое течение, таких как М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, К.Малевич. Русские художники футуристы объявили себя независимыми от западных. Они отличались от западных своей идеологией. Они воспевали не превосходство машин над людьми, не воспевание техники, а возмущались одиночеством человека среди машин

А.В.Лентулов. Небозвон. 1910 – е гг.

Роберт Фальк. Натюрморт. 1914

Художники-авангардисты начала века взорвали устаревшее визуальное сознание.


Слайд 56 Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардом в живописи.

авангардом в живописи. Можно с уверенностью сказать, что одним

из центральных элементов эстетики футуристов является линия, цвет, ведь почти все они были неплохими художниками

Д.Бурлюк. Любовь и мир. 1914

В. Каменский. Танго с коровами 1914.
Рисунки В. и Д. Бурлюков

В.В.Каменский. Рисунок
Из альбома А.Крученых. 1915

Портретная галерея В. Маяковского:

 Д. Бурлюк 1916

В. Каменский 1918

В. Хлебников 1916

Л. Брик 1916. Рисунок В. Маяковского

Рисунки В.Маяковского к поэме «Флейта – позвоночник»


Слайд 57 Малевич оформил ряд изданий русских футуристов. Его живопись

Малевич оформил ряд изданий русских футуристов. Его живопись этих лет демонстрировала

этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»:

кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом

Казимир Малевич. Автопортрет

К.Малевич.Черный квадрат

Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя.

УНОВИС - утвердители нового искусства, так называлось общество художников, созданное Казимиром Малевичем.


Слайд 58 В 1913 – 1914 гг. Малевич создал ряд

В 1913 – 1914 гг. Малевич создал ряд работ, в которых

работ, в которых стремился соединить черты кубизма и футуризма,

т.е. не только представить любой предмет или сцену как сочетание абстрактных геометрических форм, что свойственно кубизму, но и придать им движение, присущее футуризму. Сам художник именовал это «кубофутуристическим реализмом».

Полотно «Дама на остановке трамвая» (1913 г.) на первый
взгляд кажется произвольным сочетанием квадратов,
треугольников и других фигур. Они плотно наплывают друг
на друга, сходятся и расходятся, и из их таинственного
движения возникают вполне узнаваемые образы.

Казимир Малевич.
Авиатор.1914

Казимир Малевич. Весна

К.Малевич.«Дама на остановке трамвая» 1913


Слайд 59 Наталия Гончарова - русская
художница-авангардистка. Внесла
значительный вклад в

Наталия Гончарова - русскаяхудожница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства

развитие
авангардного искусства в России.
Правнучатая племянница жены
Пушкина, Натальи

Николаевны.

Темы некоторых работ Наталии Гончаровой явно навеяны живописью Поля Гогена и Винсента Ван Гога («Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 г.; «Подсолнухи», 1908-1909 гг.; Влияние Гогена чувствуется в мягких, как бы тягучих контурах фигур, в контрастах плотных, чуть матовых красок.

Наталия Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911

Наталия Гончарова Евреи. Шабаш. 1912

Наталия Гончарова. Велосипедист


Слайд 60 А такие художники – авангардисты, как В.Кандинский, М.Шагал,

А такие художники – авангардисты, как В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов – создали

П.Филонов – создали свои уникальные «авторские» стили
Павел Филонов. Животные
А.Филонов.

Ярмарка

Павел Николаевич Филонов – основоположник особого направления в живописи ХХ в.,
названного им «аналитическое искусство». Он прошёл довольно сложный путь
обучения – в 1901г.окончил малярно-живописную мастерскую в Петербурге, в 1903-
1908 гг. занимался в школе Общества поощрения художеств и в частной мастерской, а
в 1908-1910 гг. посещал как вольнослушатель Академию художеств, но, не доучившись,
ушёл оттуда.

ПАВЕЛ ФИЛОНОВ (1883-1941)‏


  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-na-temu-srebryanyy-vek-futurizm-11-klass.pptx
  • Количество просмотров: 65
  • Количество скачиваний: 0