Слайд 2
- …так кто ж ты, наконец?
- Я часть
той силы, что вечно хочет зла и
вечно совершает благо.
Гёте.
«Фауст»
Слайд 3
Воланд
Воланд является самой загадочной фигурой романа «Мастер и
Маргарита». Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей
свитой в Москву 30-х годов двадцатого века для проведения бала Сатаны.
Воланд появляется в «дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях».
Слайд 4
Воланд возглавляет мир потусторонних сил.
Это дьявол, сатана,
«князь тьмы», «дух зла и повелитель теней».
В самом начале
романа, когда Воланд появляется на Патриарших прудах, в его руках трость с головой пуделя на рукоятке. Чёрный пудель - знак Сатаны.
Слайд 5
Образ Воланда несёт в романе огромную смысловую нагрузку.
М.А. Булгаков вводит его в повествование под обличием сатаны.
Лицо несколько скошено на сторону, кожа его очень смуглая.
Внешний вид Воланда двояк. В одном случае дьявол одет в серый костюм, и выглядит внушительно и броско «он был в дорогом сером костюме…», в другом - «одет в ночную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече», с одной стороны он – «Великий Воланд», с другой – иностранец.
Кадры из х/ф «Мастер и Маргарита»
реж. Владимир Бортко
2005 год
Слайд 6
Весь его портрет чётко разделён на две половины:
«…с левой стороны у него были платиновые коронки, а
справой – золотые», «брови чёрные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зелёный, у него совершенно безумен, а правый – пуст, чёрен и мёртв», берет заломлен на одну сторону.
Даже мнения о нём расходятся: «…на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а… как бы выразиться… заинтересовал, что ли».
Слайд 7
М.А. Булгаков наделяет Воланда широкими
полномочиями: на протяжении всего
романа он
судит
вершит судьбы
решает - жизнь или смерть
осуществляет
возмездие, раздавая всем по заслугам: "Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!"
Воланд не творит зла, а только обнаруживает его, жертвами его не становятся порядочные, честные люди.
Слайд 8
Цель приезда в Москву
Выяснение того, изменились ли люди
в советской Москве?
Воланд честно признается, что ему «хотелось
повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре…», где он «лишь сидел и смотрел на москвичей».
Слайд 9
Во время спектакля в варьете Воланд внимательно наблюдает
за поведением публики.
С одной стороны, «…горожане сильно изменились… внешне… как и сам город, впрочем». Однако, Воланда интересует «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне?» Действительно ли советской власти удалось воспитать население честным, «морально устойчивым», бескорыстным ?
Слайд 10
Сам спектакль – это, скорее, психологическое исследование.
Собравшуюся
пёструю публику подвергают тестам на лживость, жадность, подлость, бессердечие,
способность к предательству, милосердие.
Слайд 11
Нехорошая квартира
В «нехорошей квартире» поселяется Воланд. Квартира
№50 в доме 302-бис по Садовой улице. Здесь происходит
контакт потусторонних сил с современным московским миром. С появлением Воланда в Москве Берлиоз погибает под колёсами трамвая, Лиходеева «нечистой силой» забрасывает в Ялту. В 27 главе кот Бегемот в этой квартире устраивает пожар, из-за которого сгорает весь дом. На этом история «нехорошей квартиры» заканчивается.
Дом-музей М.А.Булгакова (Россия, Москва)
Слайд 12
За два года до начала действия романа из
«нехорошей квартиры» за неделю загадочным образом исчезли пять жильцов
и «корректный милиционер в белых перчатках», зашедший за одним из квартиросъёмщиков. Прочие жильцы дома ещё долго рассказывали невероятные легенды о произошедшем.
В книге подробное описание этих событий занимает целую страницу седьмой главы.
Слайд 13
Великий бал у Сатаны
Бал, который даёт Воланд в
Нехорошей квартире, в бесконечно длящуюся, полночь пятницы, 3 мая
1929 г.
Слайд 14
Бал у Сатаны – это переплетение реального и
сверхъестественного, это граница двух миров: «Ежегодно мессир даёт один
бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей…». М.А. Булгаков создаёт перенасыщенную внешними деталями обстановку бала, делает его пространство предметным. Тем самым М.А. Булгаков сталкивает фантастические, сверхъестественные события с реальными.
Таким образом, в сцене бала соприкасаются три реалии: конкретно-историческая, художественная и реалия высшего порядка (сатана, ведьмы).
Слайд 15
На балу Воланд провозглашает бесконечность и силу бытия
как такового, наказывая небытием тех, кто не верит в
вечную жизнь: «Каждому будет дано по его вере. Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие». Воланд принес с собой не только смерть и кровь, но и торжество возмездия. Он провозглашает смерть залогом будущей жизни.
Слайд 16
Исторические личности в сравнении с Воландом
Некоторые находят в
Воланде некую пародию на Иосифа Виссарионовича Сталина (1878-1853гг.). И на самом
деле, у них много схожего. Так же, как И.В.Сталин не тронул М.А.Булгакова, уничтожив при этом многих других, - Воланд спасает Мастера, а других наказывает. И.В.Сталин в 1899 г. был исключен из духовной семинарии в Тбилиси, так же как и Сатана, падший ангел, был изгнан с небес.
Слайд 17
Некоторые литературоведы считают прототипом Воланда В.И. Ленина. Б.В.Соколов
приводит в пример эпизоды из жизни В.И. Ленина, перенесённые
М.А. Булгаковым на страницы романа. Например, случай, когда осенью 1917 года Владимир Ленин скрывался от временного правительства и его искала полиция с помощью пса по имени Треф, напоминает эпизод из романа, где речь идёт о поисках Воланда и его свиты сыщиками из уголовного розыска и их ищейкой Тузбубен.
Легендарный доберман Треф
Слайд 18
Также, по свидетельству очевидцев странных событий в романе,
зубы у Воланда то ли из золота, то ли
из платины, то ли из обоих материалов вместе. Здесь ,якобы, подразумевается орден В.И. Ленина, с 1934 года его изготавливали из золота, а с 1936 года барельеф стали чеканить из платины. Воланд – это сочетание величия и скромности, это высший справедливый судья, как и В.И. Ленин. Известно, что многие врачи В.И. Ленина отождествляли его с дьяволом.