Слайд 2
Аркадий Тимофеевич
Аверченко
( 1881 – 1925 )
Слайд 3
Аркадий Тимофеевич Аверченко,
русский писатель, журналист, издатель, родился
15 ( по новому стилю 27) марта 1881 года
в Севастополе, в семье мелкого торговца Тимофея Петровича Аверченко.
А.Аверченко окончил всего два класса гимназии, доучивался он «дома, с помощью старших сестер» (из автобиографии). В 1896 году, пятнадцати лет от роду, он поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.
Слайд 4
Первый рассказ «Уменье жить» был опубликован в харьковском
журнале «Одуванчик» в 1902г. В 1903г. в харьковской газете
"Южный край" был опубликован рассказ Аверченко "Как мне пришлось застраховать жизнь", в котором уже чувствуется его литературный стиль. Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904г. В период революционных событий 1905–1907 годов А.Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».
Слайд 5
Издательский опыт пригодился Аверченко в 1908г. в Санкт-Петербурге,
когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала «Стрекоза» (где
еще в 1880г. был опубликован первый рассказ А.П. Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье «Аверченко и «Сатирикон» (1925г.) А.И.Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина – необыкновенно быстро открыли его».
Слайд 6
Ориентация на читателя среднего класса, пробужденного револю-цией и
живо интересующегося политикой и литературой, обес-печила «Сатирикону» его огром-ный
успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотруд-ничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л.Андреева, С.Маршака, А.Куприна, А.Н.Толс-того, С.Городецкого и многих дру-гих поэтов и прозаиков. Постоян-ным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журналь-ных начинаний был сам Аверчен-ко; становлением писателя пер-вой величины была сатирико-новская карьера Н.А.Лохвицкой (Тэффи).
Слайд 7
Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908–1913 г.
было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше
двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов А.Аверченко «Веселые устрицы» (1910г.), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания.
Слайд 8
В 1913 г. редакция «Сати-рикона» раскололась, и «аверченковским»
жур-налом стал «Новый Сати-рикон» (1913–1918 годы). Редкий номер прежнего
и нового издания обходился без рассказа или юморески А.Аверченко; печатался он и в других «тонких» журналах массовой циркуляции, таких, как «Журнал для всех» и «Синий журнал».
Слайд 9
«Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожи-ли своей
благоприоб-ретенной репутацей «независимого журна-ла, промышляющего смехом», и старались не
потакать низмен-ным вкусам, избегая скабрезности, дурац-кого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи).
Слайд 10
Февральскую революцию 1917г. А.Аверченко со своим «Новым Сатири-коном»,
разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска
вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят А.Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции как чудовищное недоразумение. В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен, и А.Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг России» и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 г.отбыл в Константинополь ( ныне Стамбул ) с одним из последних врангелевских транспортов.
Слайд 11
В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так
как там в то время находилось огромное количество русских
беженцев, таких же как и он.
В 1921 г. в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный В.И.Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца». За ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
13 апреля 1922 г. Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград. Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 г. в Чехию, в Прагу на постоянное место жительства.
Слайд 12
В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел
его сборник эмигрант-ских рассказов «Записки Простодушно-го».Жизнь вдали от Родины,
от родного языка была очень тяжела для Аверчен-ко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский язык.
Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рас-сказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
Слайд 13
В 1925 году, после опера-ции по удалению глаза
Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 ян-варя его в почти
бессоз-нательном состоянии по-ложили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.
Слайд 14
Похоронен А.Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
Слайд 15
Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный
в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925,
уже после его смерти.