Слайд 2
содержание
ВВОД.
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ-ЭМИГРАНТОВ.
МЛАДШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ
В ЭМИГРАЦИИ.
ОДИН ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ В ЭМИГРАЦИИ ВЛАДИМИР НАБОКОВ
Слайд 3
ВВОД
Литература писателей эмигрантов выходцев из России возникла вскоре
после Октябрьской революции и по сей день существует как
политический противник литературы тоталитарного режима. Но эмигрантская литература только визуально существовала отдельно, на самом деле она вместе с литературой России являет собой неделимое целое. Понятие «русское зарубежье» образовалось практически сразу после свершения Революции 1917 года, когда страну стали покидать беженцы. В больших центрах поселения русских – Париже, Берлине, Харбине – сформировались целые мини-городки «Россия в миниатюре», в которых были полностью воссозданы все черты дореволюционного русского общества. Здесь печатались русские газеты, работали университеты и школы, писала свои труды интеллигенция, покинувшая родину.
Слайд 4
И.Бунин
А.Аверченко
А.Куприн
К.Бальмонт
И.Северянин
Б.Зайцев
СашаЧерный
А.Толстой
Весь цвет русской литературы, отозвавшийся на страшные события революционного
переворота и гражданской войны, запечатлевший рухнувшую дореволюционную жизнь, оказался в эмиграции и стал духовным оплотом нации. В непривычных условиях зарубежья русские писатели сохранили не только внутреннюю, но и политическую свободу. Несмотря на тяжелую жизнь эмигранта, они не перестали писать свои прекрасные романы и поэмы.
Эмигранты первой волны
Слайд 5
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Литература русского зарубежья – ветвь русской
литературы, возникшей после революционного переворота .В то же время,
в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: отсутствие массового читателя, крушение социально-психологических устоев, бесприютность, нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русской культуры. Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги. В 1930 Бунин писал: «Упадка за последнее десятилетие, на мой взгляд, не произошло. Из видных писателей, как зарубежных, так и «советских», ни один, кажется, не утратил своего таланта, напротив, почти все окрепли, выросли. А, кроме того, здесь, за рубежом, появилось и несколько новых талантов, бесспорных по своим художественным качествам и весьма интересных в смысле влияния на них современности».
Слайд 6
Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку
где бы то ни было, изгнанники из России получили
взамен право творческой свободы. Это не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская не подотчетность писателей, а многообразие свободных творческих поисков.
Слайд 7
В новых непривычных условиях («Здесь нет ни стихии
живого быта, ни океана живого языка, питающих работу художника»,
– определял Б.Зайцев) писатели сохранили не только политическую, но и внутреннюю свободу, творческое богатство в противостоянии горьким реалиям эмигрантского существования.
РУССКИЙ ХАРБИН
Слайд 8
Старшее поколение писателей-эмигрантов
Писатели успевшие войти в литературу и
составить себе имя еще в дореволюционной России , главным
мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине. Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны: тоска по «вечной России», события революции и гражданской войны, русская история, воспоминания о детстве и юности.
Слайд 9
СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
БУНИН
ШМЕЛЕВ
РЕМИЗОВ
КУПРИН
ГИППИУС
САША ЧЕРНЫЙ
БУРЛЮК
К.БАЛЬМОНТ, И ДР
Слайд 10
Особый пласт русской эмигрантской литературы составляют произведения,
в которых дается оценка трагическим событиям революции и гражданской
войны . Скорбной обличительностью насыщены дневники Бунина Окаянные дни. Роман Осоргина Сивцев Вражек отражает жизнь Москвы в военные и предвоенные годы, во время революции. Шмелев создает трагическое повествование о красном терроре в Крыму – эпопею Солнце мертвых, которую Т.Манн назвал «кошмарным, окутанным в поэтический блеск документом эпохи». Осмыслению причин революции посвящен Ледяной поход Р.Гуля, Зверь из бездны Е.Чирикова, исторические романы примкнувшего к писателям старшего поколения Алданова (Ключ, Бегство, Пещера), трехтомный Распутин В.Наживина. Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в новую действительность эмиграции. Это обусловило и эстетический консерватизм «старших»: «Пора бросить идти по следам Толстого? – недоумевал Бунин. – А по чьим следам надо идти?»
Слайд 11
МЛАДШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ В ЭМИГРАЦИИ
Иной позиции придерживалось младшее
«незамеченное поколение» писателей в эмиграции (термин писателя, литературного критика
В.Варшавского), поднявшееся в иной социальной и духовной среде, отказавшееся от реконструкции безнадежно утраченного. К «незамеченному поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России:
В.Набоков
М.Алданов
М.Агеев
Б.Поплавский
Н.Берберова
А.Штейгер
Д.Кнут
И.Кнорринг и др.
Слайд 12
Их судьба сложилась различно. Набоков и Газданов завоевали
общеевропейскую, в случае Набокова, даже мировую славу. Алданов, начавший
активно печатать исторические романы в самом известном эмигрантском журнале «Современные записки», примкнул к «старшим». Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на жизнь литературным трудом, многие перебивались грошовым приработком.
Слайд 13
Владимир Владимирович Набоков (публиковался также под псевдонимом Сирин).
Родился 10 [22] апреля 1899 года в Санкт-Петербурге в
состоятельной дворянской семье.- умер 2 июля 1977, Монтрё. Русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.
Родился в Петербурге в семье одного из самых популярных в предреволюционной России политических деятелей, члена 1-й Государственной думы от кадетской партии юриста Владимира Дмитриевича Набокова.
По семейной традиции сын получил блестящее домашнее образование, уже в детстве в совершенстве овладел английским языком. Свои счастливые ранние годы Владимир Владимирович вспоминал потом всю жизнь. Набоков окончил Тенишевское училище — одно из элитарных учебных заведений Петербурга.
Слайд 14
В 1916 г. состоялся его литературный дебют: был
издан сборник стихотворений.
Октябрьский переворот вынудил семью Набоковых покинуть Россию.
За границей будущий писатель окончил Кембриджский Тринити-колледж, где изучал романские и славянские языки и литературу. Известность он приобрёл в 1926 г., когда вышел его роман «Машенька».
Слайд 15
Набоков вёл замкнутый образ жизни, почти не общался
ни с литераторами, ни с русскими эмигрантами. В первое
десятилетие активной творческой деятельности он опубликовал рассказ «Возвращение Чорба» (1928 г.), повесть «Защита Лужина» (1930 г.), романы «Камера обскура» (1933 г.), «Отчаяние» (1934 г.), «Приглашение на казнь» (1935—1936 гг.), «Дар» (1937 г.).
Слайд 16
Эмигрантская критика в целом восприняла Набокова как «странного
писателя». Его виртуозная проза многих отталкивала некоторой холодностью. В.
Ф. Ходасевич отмечал «двоемирие» Набокова, для которого воображаемый мир более реален, чем действительная жизнь.
В 1937 г. Набоков покинул Германию, где установился фашистский режим. Сначала он поселился в Париже, потом переехал в США. Там начал писать на английском языке и публиковаться под своим настоящим именем (ранее он использовал псевдоним В. Сирин).
Первый англоязычный роман Набокова — «Истинная жизнь Себастьяна Найта» (1940 г.), затем последовали «Другие берега» (1954 г.), «Пнин» (1957 г.). «Лолита» (1955 г.), ставшая бестселлером и принёсшая автору мировую славу, была написана на русском и английском языках.