Слайд 2
Ф. И. Тютчев
«Люблю грозу в начале мая…» -
именно так начинается одно из самых популярных произведений Федора
Ивановича Тютчева. Поэт написал не так много стихотворений, но все они пропитаны глубоким философским смыслом и написаны красивым слогом. Федор Иванович очень тонко чувствовал природу, умел улавливать малейшие изменения, происходящие в ней. Весна – любимая пора поэта, она символизирует молодость, свежесть, обновление, красоту. Возможно, именно поэтому стихотворение «Весенняя гроза» Тютчева наполнено бодростью, любовью и надеждой на лучшее будущее.
Слайд 3
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда
весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе
голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба*,
Кормя Зевесова* орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Слайд 4
«Люблю грозу в начале мая…» - это стихотворение,
точнее его первый вариант, Федор Тютчев написал в 1828
году, в то время он пребывал в Германии, работая там дипломатом. Читая строки произведения, человек видит перед взором русскую природу, небо, которое заволокли грозовые тучи, слышит рокот грома и журчание ручейков воды, образовавшихся на дороге после проливного дождя. Сложно представить, как поэт сумел настолько точно передать природу России, пребывая в это время далеко от родины. Следует сказать, что стихотворение «Весенняя гроза» впервые увидело свет в 1828 году, а сразу после написания Федор Иванович опубликовал его в журнале «Галатея». Через 26 лет поэт вновь вернулся к своей работе, в 1854 году он дописал вторую строфу и немного изменил первую.
Слайд 5
.
Основной темой произведения является весенняя гроза, поскольку для
автора она ассоциируется с переменами, движением вперед, изгнанием застоя
и упадка, рождением чего-то нового, появлением других взглядов и идей. Практически во всех своих работах Федор Иванович проводил параллель между природой и миром людей, находя какие-то общие черты. Весна (судя по тому, с какой любовью поэт описывает это время года) вызывает у Тютчева трепет, подъем настроения
Слайд 6
Анализ стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История
создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому
посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
Слайд 7
И это не просто так, ведь весенние деньки
ассоциируются с молодостью, красотой, силой, обновлением. Точно так же,
как природа громогласно заявляет о приходе тепла пением птиц, раскатами грома, шумом ливня, так и человек, ступив во взрослую жизнь, стремится во всеуслышание заявить о себе. Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева лишь подчеркивает единство людей с окружающим миром. Что еще можно сказать о данном произведении?
Слайд 8
3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых
художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в
обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
_ _/ _ _/_
Люблю грозу в начале мая,
_
_/ _ _/ _ _/ _ _/
Когда весенний, первый гром,
_ _/ _ _/_ _ _/_
как бы резвяся и играя,
_ _/ _ _/ _ _ _ _/
Грохочет в небе голубом.
Определите стихотворный размер стихотворения..
Слайд 10
В) Рифмы
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
Слайд 11
Определите рифму стихотворения
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль
летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Слайд 12
4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как
соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет
ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Слайд 13
5) Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную - публицистическую - архаизмы, устаревшие слова -неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/
6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор - рассказ от лица персонажа - автор играет какую-то роль
Слайд 14
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не
в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет -
художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
Слайд 15
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание
читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый -
бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Слайд 16
Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс -
повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы
слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Слайд 17
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм,
авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.