Слайд 2
Свободолюбивое, гневное море было и остается одним из
излюбленных образов в поэзии русских авторов. Но обращение к
образу моря характерно не только для эпохи ХIХ века, о море писали и поэты ХХ века, XXI век тоже богат поэзией о море.
«О море! Как тебя люблю!
Когда бушующей волною,
Могучим, пенистым прибоем-
Ласкаешь Матушку-Землю.»
Таис Тиксинская
Слайд 3
Целью данной работы является изучение того, каково место
и роль образа моря в творчестве поэтов разных эпох,
каково ее символическое значение.
Задачи:
Изучить и проанализировать образ моря по исследуемой теме.
Рассмотреть, как реализуются образ моря в творчестве поэтов.
Сравнить образы разных морей.
Объектом исследования являются произведения поэтов XIX-XXI веков
Предмет исследования: литература
Методы исследования:
Метод сбора информации
Теоретический анализ
Метод изучения литературы
Обобщение
Слайд 4
Гипотеза: если считать, что морская тематика присутствует в
лирике знаменитых поэтов XIXвека, то можем предположить, что образы-символы
моря являются отражением душевного состояния поэтов современности. В большинстве мы знакомы с образом южного моря, но каким мы можем увидеть северное море, есть ли отличия в образе этих морей?
Работа проводилась в МБОУ «Арктическая гимназия» учащимися 5а класса в течение 5 месяцев.
Новизна данной работы заключается в том, что сравнительные образы морей в целом не исследовались.
Слайд 5
Зарождение образа моря в ранних произведениях русских поэтов
Море - это стихия, которая очень трудно покоряется человеку,
и помериться силой может лишь сильный и мужественный человек. Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы.
В выдающемся произведении Древней Руси «Слово о полку Игореве» образная символика текста тесно связана с морской стихией.
В «Слове…» часто упоминаются морские пределы Киевского государства: «Половцы идут!» - от Дона и от моря, со всех сторон обступили они русские полки». Также о море говорит в своем плаче Ярославна: «О ветер, ветрило!.. Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море?»
Море изображается и в более поздних литературных творениях: в «Слове о флоте российском» просветителя петровской эпохи Феофана Прокоповича, в стихах Мих. Вас.Ломоносова.
Слайд 6
Образ моря в творчестве поэтов-романтиков.
Особенно важное значение образ
моря приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической
свободы, по-разному воспринятый и описанный в зависимости от особенностей творческого видения мира авторов. К морю неоднократно обращались многие русские поэты XIX века: А.С.Пушкин («К морю», «Погасло дневное светило»), В.А.Жуковский («Море»), М.Ю.Лермонтов («Гроза», «Парус», «Моряк»), Ф.И.Тютчев («Море и утес», «Сон на море») и другие.
Слайд 7
Стихотворение В.А.Жуковского «Море»
Стихотворение «Море» написано Жуковским в
1822 году. Это романтическая элегия, где поэт изображает море
как свободную стихию, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам.
***
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Итак, море в стихотворении Жуковского предстает как живое существо. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»
Слайд 8
Стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
Стихотворение А.С.Пушкина
«К морю» написано в 1824 году.
***
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Море у Пушкина - это тоже душа человека, но не спокойная, смиренная, как у Жуковского, а рвущаяся, мятежная; море - это прежде всего буря для Пушкина. Оба поэта вдохновились именно южным морем, были покорены его красотой, создали сходные художественные образы.
Слайд 9
3. Стихотворение Ф.И.Тютчева
«Как хорошо ты, о море
ночное…»
Стихотворение «Как хорошо ты, о
море ночное…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1865 году. Море у Тютчева – всегда живое, одухотворенное, движущееся: здесь и умиротворение, и восторг, и вселенская красота. В стихотворении поэт также наделяет море «живой душой»:
***
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Итак, в стихотворении Ф.И.Тютчева море также предстаёт в живом образе («ходит», «дышит», «блещет», «празднуешь»).
Слайд 10
«Парус» (1832) М. Ю. Лермонтова
***
Белеет парус одинокий
В тумане
моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он
в краю родном?...
В этом стихотворении перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением.
"Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства".
Слайд 11
Море оказывает сильнейшее влияние на внутренний мир человека
в морской лирике А.А.Фета
Морская даль во мгле туманной;
Там парус
тонет, как в дыму,
А волны в злобе постоянной
Бегут к прибрежью моему.
Лирический герой пленен морем, он участник событий, а не простой наблюдатель.
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» поэт также наделяет море «живой душой»:
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Лирический герой обращается к морю как к другу, но в тоже время восхищается стихией и ее переменчивостью. Он находится наедине с тревожным морем, но это не пугает, а завораживает его. Автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин человеческой души.
Слайд 12
Образ моря в лирике XX века.
Марина Цветаева в
своей «Молитве морю» пишет: «Солнце и звезды в твоей
глубине, вечное море».
С вечностью и вселенной соотносит море (как стихию) и Белла Ахмадуллина в стихотворении «Мне вспоминать сподручней, чем иметь».
В «Сонете» А. Ахматовой рассматриваются иные категории – мы можем наблюдать противостояние сиюминутности и времени. «Пусть море осаждает календарь» – так раскрывается конфликт между бренностью и временем, морю в этой борьбе отведена незавидная роль.
Как и в «Капитанах» Н.Гумилева, стихия покорена – но не людьми, а самим временем. В образе «седого венца» проступает нечто, что оказывается могущественнее «и терния, и лавра» – память, покоряющая актуальную реальность.
Стихотворения Семена Надсона с данным мотивом можно условно разделить на три группы:
лирический герой размышляет над морем («Тревожно сегодня мятежное море»);
лирический герой обманут встречей с морем («К морю»);
разговор морской стихии с лирическим героем о стремлении
человека подчинить себе природу («Я понял, о чем, как
могучий орган, Гремящий в угрюмом соборе, У скал, убегая
в свинцовый туман, Шумишь ты, мятежное море..»)
Слайд 13
Северное море в творчестве русских поэтов
Образ северного пугающего,
но и то же время притягивающего моря можно увидеть
в стихотворении А.Пастернака «Морякам Севера»
Глыбы крошатся густые
В залихватской стружке льда.
Сине-белая пустыня,
Сине-серая вода.
Северное ненастье отображено темой вечной
борьбы могучих полярных стихий: неистового
ветра, буйного моря; земли и океана в
стихотворении Владимира Фролова
«Море Лаптевых».
Свежесть чувства храним…
Море будто в падучей,
Птицы реют над ним,
Брея воздух колючий.
Дали, где море и суша сшиты серебряной пеной сравняются однообразной снежной пеленой, а вольные воды будут скованными и неподвижными. Улетели птицы в чужие страны, а в море наступают дни гнева и мрака как в стихотворении В.Ледкова «Белая Держава»
«Дугой простор морской изогнут,
И в даль уходят корабли.
По ним, идущим к горизонту,
Я понял выпуклость земли».
Слайд 14
Испокон веков люди здесь искали свободу, волю, добро,
чудо. Неведомое, жажда человеческая невиданных открытий, манили полярных следопытов,
исследователей, моряков и мечтателей сюда. Об этом можно прочитать в стихотворении Лебедеа Н., написанное им в сентябре 1993 г., когда очередная экспедиция покидала арктические просторы:
Как холодно лето твоё,
Сибирского шельфа море,
Об этом нам ветер поёт,
С волною твоею споря.
Тебя покидаем мы -
Пора подоспела прощаться,
Но будут нам сниться сны,
И в снах нам к тебе возвращаться.
В северной поэзии, - как ни в какой другой, - сильна тема взаимопроникновения стихий моря и человеческого духа на примере стихотворения Ангелины Прудниковой «Бегущие по волнам»:
Море к ним спешит,
Их дружбой очень дорожит,
И на его руках-волнах
Качаться вечно нам.
Одушевленные стихии - море, ветер, тундра, вулканы –
не слепо безразличны к человеческой судьбе, они
соучаствуют людям. Яркий пример этому
стихотворение Н. Матеева:
Охотское море волною гремит.
Бросками - проносятся чайки.
Вулкан-великан в отдаленье дымит,
Хвалу воскуряя Камчатке.
Слайд 15
«Матерая земля, и что бы там ни было,
однако сколько в ней непередаваемой прелести, красоты, суровости…». Это
слова замечательной тиксинской поэтессы Чурсиной Таисии Павловне, писавшей свои стихи под псевдонимом Таис Тиксинская
Также образ рвущегося, всепоглащающего моря можно встретить в стихотворении
Тамары Миронец
Дочери - в море
Твердь земная, сражаясь с водой,
Разбивает сердитый прибой
Толщи серо-зеленой воды,
С пеной рвутся о камни гряды.
Море черной стеной поглощает огни,
За кормой-тусклый свет маяка…
Чудесные стихи Галины Зотовой открывают бесконечный мир красоты Севера, мир, в котором воплощены раздумья о смысле жизни, о высоком назначении человека.
…Здесь волшебные Арктики дали,
И начало истории всей.
Сколько жизней своих мы отдали
За возможность увидеться с ней!
Экспедиции Толля, де Лонга,
Братья Лаптевы, гордый Дежнев,
Крик «Зари» погибающей гонга
Средь безмолвья твоих берегов…
Слайд 16
Заключение
Мы попробовали доказать предполагаемую гипотезу, что образ моря
в художественной литературе – это образ живой и одушевлённый.
В результате исследования южной и северной лирики моря можно выделить некоторые сходные и различные черты в подходе авторов к описанию морей. Картины моря одновременно и пугают, и притягивают. Пейзаж в этих произведениях выполняет не только эстетическую функцию, но и помогает раскрыть образы сильных отважных героев.
Проведя сравнительный анализ стихотворений, мы смогли выделить основные точки соприкосновения и расхождения авторов при изображении морской стихии.
Возможно, словами поэта А.И.Полежаева все поэты могли бы сказать о себе:
Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я силы духа моего
Перед лицом его поверил…