Николаевич Тургенев, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по
своим качествам нравственным и умственным. Женитьба этого разорившегося жуира на немолодой, некрасивой, но весьма богатой Варваре Петровне Лутовиновой была исключительно делом расчёта. Брак был не из счастливых и не сдерживал Сергея Николаевича. Он умер в 1834 году, оставив трёх сыновей — Николая, Ивана и скоро умершего от эпилепсии Сергея.
Деспотичная Варвара Петровна Лутовинова являла собой худший образец не только русской помещицы, но и матери. От ее тиранства страдали все: от крепостных до любимого сына Ивана. Рано лишившись отца, она страдала и от матери и от буйного отчима, который, когда она была маленькой, варварски избивал её, а когда она подросла, стал преследовать гнусными предложениями. Сбежав, почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала её владетельницею великолепного имения и 5000 душ.
Слайд 3
Детство, Отрочество, Юность
Детство Тургенева прошло в родовом
имении Спасское-Лутовиново. В 1833 году Иван поступил на словесный факультет Московского университета. В
то же время здесь обучались А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Год спустя семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет.
В 1838 году отправился в Германию на корабле. Начавшийся на судне пожар и охватившая всех паника заставят молодого Тургенева проявить трусость. Он будет отчаянно расталкивать пассажиров, стремясь первым занять место в спасительной шлюпке, не замечая среди терпящих бедствие детей и женщин. К счастью, никто не пострадает, но к радости спасения примешается горькое чувство стыда, которое еще долгие годы будет отравлять жизнь Тургенева.
Во время обучения в Берлине он подружился с русским литератором и мыслителем Н. В. Станкевичем, который оказал на него заметное влияние. Тургенев посещал лекции гегельянцев, заинтересовался немецким идеализмом с его учением о мировом развитии, об «абсолютном духе» и о высоком призвании философа и поэта. Вообще весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатление. Молодой студент пришёл к выводу, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она погружена.
Слайд 4
Зрелость I
С 1847 года Иван Тургенев участвовал
в преобразованном «Современнике», где сблизился с Н. А. Некрасовым. В первом
же номере «Современника» вышел рассказ «Хорь и Калиныч, успех которого оказался огромным. В 1848 году стал свидетелем революционных событий в Париже. Будучи очевидцем убийства заложников, атак, баррикад февральской французской революции, он навсегда вынес глубокое отвращение к революциям вообще. Чуть позже он сблизился с А. И. Герценом.
В 1850 году Тургенев вернулся в Россию, однако с матерью, умершей в том же году, он так и не увиделся. Вместе с братом Николаем он разделил крупное состояние матери и, по возможности, постарался облегчить тяготы доставшихся ему крестьян, но в управление имением не вникал.
В 1850—1852 годах жил то в России, то за границей, После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, который петербургская цензура не пропустила. Тогда Иван Сергеевич отослал статью В. П. Боткину который напечатал её в «Московских ведомостях». Власти усмотрели в тексте бунт, и автора водворили на съезжую, где он провёл месяц. 18 мая Тургенева выслали в его родную деревню, и только благодаря хлопотам графа А. К. Толстого через два года писатель вновь получил право жить в столицах.
В 1852 году, ещё находясь в ссылке в Спасском-Лутовинове, написал рассказ «Муму». «Записки охотника» в 1854 году были выпущены в Париже отдельным изданием. После смерти Николая I одно за другим были опубликованы четыре из наиболее значительных произведений писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Первые два были опубликованы в некрасовском «Современнике», два других — в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.
Слайд 5
Зрелость II
Тургенев принял горячее участие в обсуждении готовившейся
Крестьянской реформы, участвовал в разработке различных коллективных писем на имя
государя Александра II. С первых месяцев издания герценовского «Колокола» Тургенев был его деятельным сотрудником. Сам он в «Колоколе» не писал, но помогал в сборе материалов и их подготовке к печати. При этом Тургенев всякий раз выступал против резкого тона герценовских материалов и излишней критики правительственных решений.
После публикации в «Современнике» статьи Добролюбова, в которой прозвучала критика «Накануне», Тургенев поставит Некрасова перед выбором, а когда тот выберет Добролюбова, Иван Сергеевич уйдет из «Современника» и прекратит общение с лучшим другом. Аж на 10 лет поссорился Тургенев и с Достоевским по причине несогласия с темами и героями романа «Дым». На долгие 17 лет Тургенев перестанет общаться с Львом Толстым - ссора начнется из-за разности взглядов на методы воспитания. В частности, Толстой посчитает неискренней ситуацию, когда «разряженная девушка» (внебрачная дочь Тургенева) будет чинить одежду бедняков. Замечание крайне заденет Тургенева: он утратит самообладание, резко ответит, хотя это было не свойственно его натуре, и, якобы, даже бросится на Толстого с кулаками. Дело могло завершиться дуэлью, но, к счастью, убийство не состоялось.
В 1863 году Тургенев поселился в Баден-Бадене. Писатель активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, устанавливая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В 1868 году Тургенев стал постоянным сотрудником либерального журнала «Вестник Европы» и разорвал связи с М. Н. Катковым.
Слайд 6
Тургеневская женщина
За удачу на литературном поприще Тургеневу
придется заплатить высокую цену. Почти 40 лет продлится его
«увлечение» ролью «русского друга» к Полине Виардо. Его представят оперной диве 1 ноября 1843 года – и с этого момента жизнь уже не будет прежней. В погоне за личным счастьем, с едва мерцающей надеждой на взаимность, он последует за «неподражаемой» в Европу. Со временем он станет хорошим другом семьи Виардо: отдаёт свою внебрачную дочь Пелагею на воспитание Полине; испытывая материальные трудности, будет жить за их счет, а получив наследство, сможет отблагодарить друзей. Он счастлив, хоть и получает долгое время всего лишь королевскую снисходительность, питая надежду рано или поздно полностью обладать этой женщиной. Он получит желаемое, правда, на очень короткое время.