Слайд 2
1868г. 16 марта – родился А.М.Пешков в Нижнем
Новгороде.
Отец – Максим Саватиевич Пешков – столяр-краснодеревщик, был управляющим
астраханской конторой пароходства Колчина.
Мать – Варвара Васильевна (Каширина) – дочь нижегородского купца.
Дед – Василий Васильевич Каширин – владелец красильного заведения, был зажиточным купцом.
Слайд 3
1871г - от холеры умирает
отец.
- Алексея воспитывают дед и бабушка, большая любительница народных сказок.
1876г. – семья Кашириных разорилась.
1879г. – от чахотки умирает мать.
1877-1879гг. – учеба в Нижегородском Кунавинском училище.
Слайд 4
1879-1884гг. – «В ЛЮДЯХ» - ученик сапожника –
ученик в чертежной мастерской – в иконописной мастерской –
поваренок на пароходе
1886г. – переезд в Казань – мечтает поступить в университет – недостаток средств – работа в крендельном заведении («место подозрительных сборищ учащейся молодежи»)
«Школа революционного подполья»
Слайд 5
Поволжье – Дон – Украина –
Крым – Южная Бессарабия – Кавказ →
Прототипы будущих героев
– люди «дна»
1888-1891гг. – странствия по России-
цикл рассказов «По Руси»
Слайд 6
12 сентября 1892 года – тифлисская газета
«Кавказ» – рассказ «Макар Чудра». («М.Горький»)
1893-1895гг. – рассказы
Горького («Челкаш», «Старуха Изергиль» и др.)
Псевдонимы (около 30):
«А.П.», «М.Г.», «А-а!»,
«Один из недоумевающих»,
«Иегудиил Хламида», «Тарас Опарин» и др.
Слайд 7
1902г. – триумф пьесы «На дне» (МХАТ).
1906-1913гг. –
постоянно живет на острове Капри (Италия)
-переписка с Лениным →Взгляды писателя и политика расходятся
Горький: революционность нужно соединять с просветительством и гуманизмом
1905г. – знакомство с В.И.Ульяновым (Лениным)
Слайд 8
1917г. – двойственное положение→
1921 – 1931гг.– вынужденная эмиграция
– туберкулёз (Германия и Чехословакия)- Сорренто (Италия)
1931г .– вернулся
в Советский Союз
1934г. – возглавил Союз писателей СССР
Цикл статей
«Несвоевременные мысли»
Революция – тотальное разрушение жизни, культуры, государства
Слайд 9
1934г. – председатель I Всесоюзного съезда советских писателей.
Май
1934г. – убит сын Максим.
1935г. – приезд в Москву
Ромена Роллана.
1936г. – умирает Максим Горький.
Слайд 11
Россия 80—90-х годов XIX века - переломный характер эпохи
с ее экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества
босяков (тогдашних «бомжей»).
Горький раньше других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал», который находился вне общества, но характеризовал именно это общество. Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России.
Рассказ «Челкаш» (1894г.)
Слайд 12
В июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово
Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам
был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».
Основа рассказа «Челкаш»
Слайд 13
Три года спустя Горький возвращался с поля, где
гулял ночью, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его
квартиры. «Было уже часов девять утра, — пишет Горький, — когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:
— Значит — пробуйте написать большой рассказ, решено?
Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.
— Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..
Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:
— Радует меня удача ваша...
Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами — в них сияло так много милой радости о человеке.
Радость о человеке — ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».
Слайд 14
«Странные были люди среди босяков, и многого я
не понимал в них, но меня очень подкупало в
их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически».
«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того, когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам» (А. В. Луначарский).
Слайд 15
— Почему рассказ разделен на вступление и три главы,
в чем их основное содержание?
Слайд 16
— Проанализируйте звукопись во вступлении. На какие звуки и
почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот
сцеплений вагонов, подвоЗящих груЗ, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?
Слайд 17
О каком герое идет речь? В чем особенность
портрета? Какие выразительные детали создают образ?
Он был бос, в
старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшем его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
Слайд 18
2. Назовите героя, имя которого пропущено. Чем завершилась
эта сцена? Как она характеризует героя?
Красное, добродушно-хитрое лицо служивого
пыталось изобразить грозную мину, для чего надулось, стало круглым, багровым, двигало бровями, таращило глаза и было очень смешно.
- Сказано тебе – в гавань не смей ходить, ребра изломаю! А ты опять – грозно кричал сторож.
- Здравствуй, Семеныч! Мы с тобой давно не видались, спокойно поздоровался ____________ и протянул ему руку.
- Хоть бы век тебя не видать! Иди, иди!..
Слайд 19
2. О каком герое идет речь? В чем
особенность портрета? На протяжении произведения меняется авторское отношение к
герою, меняется и его описание. К какой части рассказа – начальной, средней или финальной – относится этот портрет? Почему?
Шагах в шести от него у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими … доверчиво и добродушно.
Слайд 20
3. Кто участники этого диалога? Чье отношение к
свободе представлено в отрывках 1 и 2? Чем они
различаются?
1) - А что тебе – свобода?.. Ты разве любишь свободу?
- Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел – куда хошь, делай – что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, - первое дело! Гуляй знай как хошь, Бога только помни…
2) Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие загорелые руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, - за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним… смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты……
Слайд 21
4. Назовите участников диалога. В чем особенность изображения
моря в этом отрывке? Как отношение к морю характеризует
героев?
- Хорошо море? – спросил __________
- Ничего! Только боязно в нем, - ответил ____________, ровно и сильно ударяя веслами по воде. Вода чуть слышно звенела и плескалась под ударами длинных весел и все блестела теплым голубым светом фосфора.
- Боязно! Экая дура!.. – насмешливо проворчал _______________
Он……… любил море. Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. И ему было обидно слышать такой ответ на вопрос о красоте того, что он любил. Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.
Слайд 22
5. О каких героях идет речь? В чем
особенность описания? Какой прием использован автором?
___________ весь облился потом,
но продолжал грести во всю силу. Пережив дважды в эту ночь такой страх, он теперь боялся пережить его в третий раз и желал одного: скорей кончить эту проклятую работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом деле не убил или не завел его в тюрьму. Он решил не говорить с ним ни о чем, не противоречить ему, делать все, что велит, и если удастся благополучно развязаться с ним, завтра же отслужить молебен Николаю-чудотворцу. Из его груди готова была вырваться страстная молитва. Но он сдерживался, пыхтел, как паровик, и молчал, исподлобья кидая взгляды на ____________
А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами и, поводя хищным, горбатым носом, одной рукой цепко держал ручку руля, а другой теребил ус, вздрагивавший от улыбок, которые кривили его тонкие губы. _______________был доволен собой, своей удачей и этим парнем, так сильно запуганным им и превратившимся в его раба. Он смотрел, как старался ________________, и ему стало жалко, захотелось ободрить его.
Слайд 23
6. О каком герое идет речь? В какой
ситуации он изображен? С каким животным сравнивался этот герой
на протяжении всего рассказа? Что дает для понимания образа новое сравнение - с кошкой?
Но не сделал он и пяти шагов, как ______________ кошкой изогнулся, вскочил на ноги и, широко размахнувшись в воздухе, бросил в него круглый камень, злобно крикнув:
- Р-раз!
Слайд 24
7. О каком герое идет речь? Каково состояние
его души? Что происходило с героем несколько минут назад,
в каком состоянии он находился? Как эта ситуация характеризует героя?
Потом _______________снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал из за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом…………...
Слайд 25
8. Как изменяется морской пейзаж на протяжении рассказа
«Челкаш»? Каким сюжетным поворотам соответствует то или иное состояние
моря?
Слайд 26
— Какое значение имеет для рассказа заключительная картина моря?
Слайд 27
Напишите мини-сочинение
« Что можно сказать об обществе, которое
не находит применения духовным силам таких людей, как Челкаш?»
Подготовить
сообщение о творчестве и биографии А.Т.Твардовского.
Домашнее задание