Слайд 2
Портрет работы Ж. Вивьена (около 1823)
«Дядя …на Парнасе».
Василий
Львович Пушкин
Портрет работы Е. Гейтмана (1822)
Слайд 3
Цель исследовательской работы:
расширить представления о жизни и творчестве
Василия Львовича Пушкина, известного в начале 19 века поэта,
его участии в литературном процессе и роли, которую он сыграл в жизни А.С. Пушкина.
Слайд 4
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
собрать и систематизировать сведения о жизни и творчестве В.Л.
Пушкина;
изучить материалы экспозиции дома-музея Василия Львовича Пушкина (г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 36), рассказывающие о его жизни в Москве и встрече с А.С. Пушкиным после возвращения последнего из ссылки в Михайловском, а также о той роли, которую сыграл В.Л. Пушкин, входивший в литературное общество «Арзамас», в споре карамзинистов и сторонников Шишкова о русском языке;
сделать выводы о роли В.Л. Пушкина в литературном процессе 19 века и его влиянии на А.С. Пушкина.
Слайд 5
Список литературы и источников:
1. Дом-музей В.Л. Пушкина. Путеводитель.
– М., 2013, 72 с.
2. Государственный музей А.С. Пушкина
http://www.pushkinmuseum.ru
Дата обращения: 25.01.2017
3. Русский биографический словарь А. А. Половцова
https://ru.wikisource.org/wiki/ РБС/ВТ/Пушкин,_Василий_Львович
Дата обращения: 12.01. 2017
4. Хронос. Введение в историю в интернете. Биографический указатель. Василий Львович Пушкин: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/push_vaslvov.php Дата обращения: 22.01.2017
Слайд 6
«Дядя …на Парнасе».
Василий Львович Пушкин
С.Ф. Галактионов. Портрет
В.Л. Пушкина. 1822
Гравюра резцом и пунктиром. Украшала единственное
прижизненное издание стихотворений В.Л. Пушкина
Дом-музей В.Л. Пушкина
(г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 36)
Слайд 7
«Дядя …на Парнасе».
Василий Львович Пушкин
Особую ценность в экспозиции
представляет единственный прижизненный сборник «Стихотворения Василия Пушкина». СПб., 1822.
Автограф В.Л. Пушкина «… в знак искреннейшего почитания и преданности Сочинитель».
Слайд 8
«Дядя …на Парнасе».
Василий Львович Пушкин
Газета «Московские ведомости» от
8 сентября 1826 года и календарь на тот же
год. Рядом рисунок современного художника
Ю.В. Иванова, на котором он в шутливой форме
изобразил встречу дяди и племянника.
Слайд 9
«Дядя …на Парнасе».
Василий Львович Пушкин
Оформление сцены представляет поэму
В.Л. Пушкина «Опасный сосед» и тесно связано с литературной
борьбой начала XIX века, когда в спорах между сторонниками Николая Михайловича Карамзина (Василий Львович Пушкин был убежденным карамзинистом) и последователями Александра Семёновича Шишкова решалось будущее русского литературного языка и литературы.
Слайд 10
«Дядя …на Парнасе».
Василий Львович Пушкин
Справа от сцены –
чучело, олицетворявшее дурной вкус, в которое В.Л. стрелял во
время церемонии вступления в «Арзамас».
В экспозиции представлена переплетённая в алый бархат поэма «Опасный сосед», которую арзамасцы объявили своей «кормчей книгой».
Слайд 11
«Дядя …на Парнасе».
Василий Львович Пушкин
Здесь можно увидеть портреты
карамзинистов и шишковистов с забавными арзамасскими прозвищами. Среди них
портрет Пушкина-лицеиста (прозвище «Сверчок») и Василия Львовича (прозвище «Вот я Вас»).
Слайд 12
«Дядя …на Парнасе».
Василий Львович Пушкин
Единственное сохранившееся письмо А.С.
Пушкина к В.Л. Пушкину было адресовано в Москву. Оно
было написано в Царском Селе, в лицее 22 декабря 1816 г. Оно написано в стихах и прозе, остроумно и непринужденно. В нем выразился шутливый, но все же пиитет младшего — "ленивейшего из поэтов племянника" перед старшим и любезнейшим из всех дядей — поэтов здешнего мира". "В письме вашем, — писал А. Пушкин, — вы назвали меня братом; но я не осмелился назвать вас этим именем, слишком для меня лестным.
Нет, нет, вы мне совсем не брат:
Вы дядя мой и на Парнасе.»