Слайд 2
Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки
Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859
году. "Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.
Слайд 3
Пьеса “Гроза” стала неожиданностью для многих. Л.Н.Толстой не
принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть
свои взгляды на драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, что в “Грозе” звучит протест против “существующего”, который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” утверждал. что от образа Катерины в “Грозе” “веет на нас новой жизнью”.
Слайд 4
Возможно, впервые с такой изобразительной силой были
показаны сцены семейной, “частной” жизни, тот произвол и бесправие,
что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д.И.Писарев: “Гроза” — картина с натуры, оттого она и дышит правдой”.
Слайд 5
Действие трагедии происходит в городе Калинове, который
раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят
лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, — восхищается Кулигин.
Слайд 6
Казалось бы, и жизнь людей этого города должна
быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого
купечества создали “мир тюремного и гробового безмолвия”. Савел Дикой и Марфа Кабанова — это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она “грызет... долго и неотступно”. Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она “не воет” на людях, провожая супруга.
Слайд 7
Интересно, что одним из главных, активных образов
этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею
произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.
Слайд 8
Так, уже в первом действии над городом Калиновым
разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у
Катерины: “Я скоро умру”, она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: “Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я — к образам да богу молиться!”.
Слайд 9
После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в
ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и
в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.
Слайд 10
Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое
значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в
темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано.или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.