Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Мертвые души Н.В. Гоголь

Содержание

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», —призывал он.
Н.В.Гоголь «Мертвые души»История создания, смысл названия,особенности жанра, композиции. В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный Какую цель ставил перед собой Н.В.Гоголь?Еще с лицейской поры думал Н.В. Гоголь В чем видел свой долг Н.В.Гоголь?Писатель видел смысл собственного служения России в Из письма Н.В.Гоголя А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не смешной, В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году, напечатана в 1855 г.) Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за Замысел произведенияМного позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял замысел Смысл названия поэмыГлавная проблема произведения задается уже в заглавии поэмы: противопоставление живого Жанр произведенияВ процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три Почему Гоголь не смог найти положительного героя для поэмы «?Белинский ещё в Композиция поэмы строится на отдельных главах, посвященных помещикам и связанных между собой Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка(III глава),безалаберного прожигателя жизни Какими были отзывы критиков на выход поэмы?Вокруг первого тома сразу же разгорелись На выход «Мертвых душ» не замедлили откликнуться и журналы. Наиболее подробные В том же 1842 году в Москве вышла брошюра Константина Сергеевича Аксакова АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫВсего и надо, что вчитаться, - боже мой, Всего и Н.В. Гоголь действительно мастер художественного слова, который так умело и точно подбирает
Слайды презентации

Слайд 2 В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как

не только как замечательный писатель.
«Старайтесь лучше видеть во

мне христианина и человека, чем литератора», —призывал он.

Слайд 3 Какую цель ставил перед собой Н.В.Гоголь?
Еще с лицейской

Какую цель ставил перед собой Н.В.Гоголь?Еще с лицейской поры думал Н.В.

поры думал Н.В. Гоголь о службе на благо России.

Он искренне и беззаветно любил ее и писал, что молится о спасении Русской земли.
Достойный сын своего Отечества и истинный христианин, Гоголь не только верил, что Россия — страна истинно христианская.
«Дружно докажем всему свету, что в русской земле все, что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, Кому все должно служить на земле, несется туда же, кверху, к Верховной вечной красоте», но и вдохновенно призывал к служению России.
«Нет выше звания, как монашеское, — писал он. — Монастырь Ваш — Россия. Облеките же себя умственно рясой чернеца и всего себя умертвите для себя, а не для нее, ступайте подвизаться в ней...»

Слайд 4 В чем видел свой долг Н.В.Гоголь?
Писатель видел смысл

В чем видел свой долг Н.В.Гоголь?Писатель видел смысл собственного служения России

собственного служения России в великой ответственности за каждое свое

слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру».
Но все произведения, созданные им в первый период творчества, кажутся Гоголю лишь «давнею тетрадью ученика», и он восклицает: «Пора, пора, наконец, заняться делом» (письмо В.А.Жуковскому, 28 июня 1836 года).
И это дело —работа над «Мертвыми душами», поэмой, на которую автор возлагал большие надежды. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! — писал он. — Вся Русь явится в нем!»

Слайд 5 Из письма Н.В.Гоголя А.С.Пушкину:

«Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной

Из письма Н.В.Гоголя А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не

или не смешной, но русский анекдот. Рука дрожит написать

тем временем комедию».

Слайд 6 В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году,

В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году, напечатана в 1855

напечатана в 1855 г.) читаем: «Он (Пушкин) уже давно

склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако же, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»

Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но, если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому».

Замысел произведения


Слайд 7 Гоголь последовал совету

Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу

Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от

7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».



Слайд 8 Замысел произведения
Много позднее, в письме к Жуковскому 1848

Замысел произведенияМного позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял

года, Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала

меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».

Слайд 9 Смысл названия поэмы
Главная проблема произведения задается уже в

Смысл названия поэмыГлавная проблема произведения задается уже в заглавии поэмы: противопоставление

заглавии поэмы: противопоставление живого и мертвого и превращение одного

в другое.
1. Значение заглавия поэмы в контексте ее сюжета расшифровывается как мертвый крестьянин.
Другое значение названия символично: душа – это то, что бессмертно, то, что подобно Богу, однако для Гоголя она мертва.
3. Словосочетание «мертвые души» относится ко всем «серым». «мелким», «средненьким» людям, не имеющим ничего высокого в душе.

Слайд 10 Жанр произведения
В процессе работы Гоголь замыслил дать уже

Жанр произведенияВ процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а

не один, а три тома, в которых можно было

бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.
Задуман был не просто роман, а (по гоголевскому определению) «малая эпопея» из современной жизни, но в духе древнегреческого эпоса Гомера и средневековой эпической поэмы Данте «Божественная комедия».
Широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой (!пафосное лирическое начало должно было пронизывать все пространство эпического произведения и усиливаться от главы к главе, от книги к книге).
Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал. Позже, в «четырех письмах к разным лицам» по поводу «Мертвых душ» он объяснил этот «акт сожжения» тем, что во втором томе не были ясно указаны «пути и дороги к идеалу». Истинные причины глубже и разнообразнее.


Слайд 11 Почему Гоголь не смог найти положительного героя для

Почему Гоголь не смог найти положительного героя для поэмы «?Белинский ещё

поэмы «?
Белинский ещё в 1842 году предсказал

неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете»,— писал он.
Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Пётр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путём» наживший свыше сорока миллионов) явно нетипичны, жизненно неубедительны.


Слайд 12 Композиция поэмы строится на отдельных главах, посвященных помещикам

Композиция поэмы строится на отдельных главах, посвященных помещикам и связанных между

и связанных между собой образом дороги.
Замысел «изъездить вместе с

героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.
Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (портреты помещиков). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20—30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку.


Слайд 13 Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава)


сменяет мелочная скопидомка

Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка(III глава),безалаберного прожигателя

Коробочка
(III глава),


безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва
(IV глава)—

прижимистый Собакевич

(V глава).


Завершает эту галерею помещиков Плюшкин —
скряга, доведший своё имение и крестьян до
полного разорения.


Слайд 14
Какими были отзывы критиков на выход поэмы?

Вокруг первого

Какими были отзывы критиков на выход поэмы?Вокруг первого тома сразу же

тома сразу же разгорелись жаркие споры. Вопрос о книге

Гоголя, по словам Белинского, был «столько же литературным, сколько и общественным». «Между восторгом и ожесточенной ненавистью к «Мертвым душам» середины решительно нет...», — писал Прокопович Гоголю в октябре 1842 года. Одни обвиняли автора в клевете на Россию, другие, напротив, увидели в поэме апофеоз Руси.

Слайд 15
На выход «Мертвых душ» не замедлили откликнуться и

На выход «Мертвых душ» не замедлили откликнуться и журналы. Наиболее

журналы. Наиболее подробные и интересные разборы дали Шевырев в

«Москвитянине» и Плетнев в «Современнике» — как раз те критики, которые ближе других стояли к Гоголю и более чем кто-либо были посвящены в его замыслы. Так, Плетнев писал, что «на книгу Гоголя нельзя иначе смотреть, как только на вступление к великой идее о жизни человека, увлекаемого страстями жалкими, но неотступно действующими в мелком кругу общества». Замечание Шевырева о «неполноте комического взгляда, берущего только вполобхвата предмет», особенно понравилось Гоголю.

Слайд 16 В том же 1842 году в Москве вышла

В том же 1842 году в Москве вышла брошюра Константина Сергеевича

брошюра Константина Сергеевича Аксакова "Несколько слов о поэме Гоголя:

«Похождения Чичикова, или Мертвые души»", в которой он сравнивал Гоголя с Гомером, находя у них общий взгляд на мир — «всеобъемлющее эпическое созерцание». По мысли критика, поэма Гоголя возрождала в русской литературе традиции гомеровского эпоса. «Уж не тайна ли русской жизни лежит, заключенная в ней, не выговорится ли она здесь художественно?» — вопрошал Аксаков, разумея всю поэму в целом.



Слайд 17 "Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются

вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, —

писал Белинский, — читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение".
Однако именно Белинскому принадлежит определение поэмы, как «творения чисто русского, национального, выхваченного из тайника народной жизни <...> дышащего страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни», и Гоголя как «русского национального поэта во всем пространстве этого слова». Одним из первых критик подчеркнул и важнейшую особенность творчества Гоголя — его исключительную оригинальность и самобытность.

Слайд 18 АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ
Всего и надо, что вчитаться, -

АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫВсего и надо, что вчитаться, - боже мой, Всего

боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою -

Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. Ю. Левитанский

  • Имя файла: mertvye-dushi-nv-gogol.pptx
  • Количество просмотров: 108
  • Количество скачиваний: 0