Слайд 2
Значение образа
Баба Яга ( Яга (-я) Баба, Ягабиха,
Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba - польское;
Jenzi, Jezi-baba - словацкое, Jezinka - чешское; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба - болгарское.) - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.
Слайд 3
Портрет Бабы Яги:
Ее огромные железные груди болтаются до
пояса и ниже.
Одета Баба в одну рубаху без
опояски.
Глаза Яги горят красными сполохами.
Кости у нее местами выходят наружу из-под тела.
У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Слайд 4
Характерные черты образа
В славянском фольклоре Баба-Яга
обладает несколькими устойчивыми атрибутами:
она умеет колдовать,
летать в
ступе,
живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.
Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга — каннибал).
Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след
помелом (метлой).
Слайд 5
Она похищает и поедает детей, которых забрасывает в
печь лопатой и зажаривает
Но иногда сама
попадает на лопату…
Слайд 6
Происхождение образа
В древности умерших
хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
Слайд 7
Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)
Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя
в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых
Слайд 8
Николай Рерих
„Изба смерти“ 1905 г.
Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то
есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым).
Слайд 9
К Бабе Яге попадают с заданием не только
Иваны, но и красные девицы
После узнавания
героя или героини по запаху (Яга слепа) и выяснения их нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он «настоящий».
Слайд 10
А.Н. Бенуа, иллюстрация из «Азбуки в картинках», 1904 г.
И хотя герой вроде бы и не
умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.
Слайд 11
Задания Бабы Яги
Иногда Баба бывает предрасположена
к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание
или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли – самогуды.
Слайд 12
Прототип Бабы Яги
Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки,
которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы.
Г. Милляр в роли Бабы Яги
Слайд 13
Музей Бабы Яги
В 2004 г. село Кукобой
Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там
же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания.
Как вы думаете, почему?
«
Слайд 14
Иван Билибин «Баба Яга», 1900 г.
К образу Бабы Яги в своём
творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А.С. Пушкин, В.А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников «серебряного века»: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.
Слайд 15
В. Васнецов «Баба-Яга», 1871 г.
Слайд 16
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о трёх царских
дивах и об Ивашке, поповском сыне», 1911 г.
Слайд 17
Сказки с участием Бабы Яги
Баба Яга;
Гуси-лебеди;
Царевна-лягушка;
Василиса Прекрасная;
Марья Моревна;
Иван-царевич и Белый Полянин;
Избушка
на курьих ножках;
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
(обработка А. Н. Афанасьева);
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н. Толстого);
Василий Шукшин: До третьих петухов;
Леонид Филатов: Про Федота-стрельца, удалого молодца;
А. С. Рославлев: Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне;
Сказка о Маше и Ване;
Сынко-Филипко;
Перышко Финиста ясна сокола (вариант сказки 2) — Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 2. — 1985. — С. 190—198.
Слайд 18
Мультфильмы с участием Бабы Яги:
«Царевна-лягушка» (реж. Михаил Цехановский,
озвучил Георгий Милляр)
«Царевна-лягушка» (реж. Ю. Елисеев, озвучила Зинаида
Нарышкина)
«Конец Чёрной топи»
«Сказка сказывается» (озвучила Клара Румянова)
«Ивашка из Дворца пионеров» (озвучил Ефим Кациров)
«Летучий корабль»
«Василиса Прекрасная» (озвучила Анастасия Георгиевская)
«Приключения домовёнка» / «Сказка для Наташи» / «Возвращение домовёнка» (озвучила Татьяна Пельтцер)
«Баба Яга против!» (озвучила Ольга Аросева)
«Про злую мачеху» (озвучила Елена Понсова)
«Уважаемый леший» (озвучил Владимир Точилин)
«А в этой сказке было так…»
«Два богатыря» (озвучила Мария Виноградова)
«Фантазёры из деревни Угоры» (озвучила Казимира Смирнова)
«Бабка Ежка и другие» (озвучила Татьяна Бондаренко)
«Про Федота-стрельца, удалого молодца» (озвучил Александр Ревва)
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (озвучила Наталья Данилова)
«Иван Царевич и Серый Волк» (озвучила Лия Ахеджакова)
Слайд 19
Источники информации:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/01/Ivan_Bilibin_036.jpeg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D0%AF%D0%B3%D0%B0
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Bilibin._Baba_Yaga.jpg