СЕМЬЯ
Родители Грибоедова Александра
Сергеевича, оба по происхождению Грибоедовы, принадлежали к одному старому дворянскому роду вышедшему из Польши. Сергей Иванович, отец Александра, был отставным секунд-майором, был личностью неприметной, во всём слушался свою жену и не играл никакой роли в становлении своего знаменитого сына. Мать же его, Настасья Федоровна имела тяжелый характер, всех в доме подчиняла своей властной воле. Более всех Грибоедов не любил своего дядю, и когда тот приезжал, он раздевался и ложился в постель, сказываясь больным. Кроме него в семье была дочь Мария имевшая замечательные музыкальные способности
Слайд 3
ОБРАЗОВАНИЕ
Грибоедов родился
15 января 1795 года в Москве, в старинной дворянской
семье. У Александра было прекрасное домашнее образование, которое он получил под надзором иностранных гувернёров таких как Петрозилиус, Б.И.Ион, И.Т.Буле. Также обучался он у петербургского профессора музыки Иоганна Миллера, и благодаря ему впоследствии сделался знатоком музыкальной теории. В 15 лет в 1810 году поступил в Московский университет и окончил два факультета - юридический и словесности. Грибоедов отлично знал иностранные языки, в том числе и древние
Слайд 4
Первые литературные
опыты.
Начало их -университетские годы. Однажды он прочел отрывки из
комедии ,и, по словам слушателей его, это уже были первые наброски «Горе от ума».Мать его, Настасья Федоровна, не одобряла увлечение сына и срамила его в присутствии посторонних. Ранние литературные опыты Грибоедова это также комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья" (1817, в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким). В комедии "Студент" (1817, совместно с П. А. Катениным) уже виден будущий реалист-сатирик.
Ополчение
Грибоедов в 1812 году не мог не увлечься общим патриотическим воодушевлением. Впрочем даже здесь сказалось влияние родственников- он поступил корнетом в гусарский полк Салтыкова.
Слайд 5
Но в военных действиях он так и не
участвовал. Грибоедов больше не хотел находится под опекой матери
и дяди и поэтому 7 декабря поступил в Иркутский гусарский полк. Позже в составе этого полка его послали в г.Брест. Там он служил под начальством А.С.Кологривова, который сумел его остепенить и разбудить в нем все лучшие качества его души
Назначение
С 1822 года был в Тбилиси секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П.Ермолове.
Слайд 6
Здесь Грибоедов начал писать комедию "Горе от ума",
замысел которой возник, по-видимому, ещё в 1816 году. Завершена
работа над пьесой в Петербурге (1824), где Грибоедов попал в атмосферу созревавшего заговора декабристов. Близкими друзьями Грибоедова были К. Ф.Рылеев, А. А. Бестужев, Кюхельбекер, А. И. Одоевский. Как и декабристы, Грибоедов ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора. В 1825 году Грибоедов возвратился на Кавказ, но вскоре был арестован и доставлен в Петербург в связи с восстанием декабристов. Однако причастность Грибоедова к заговору доказать не удалось и он возвратился в Тифлис.
Слайд 7
«Горе от ума»
В нём
отразилась целая историческая "Горе от ума" - главное произведение
Грибоедова. эпоха. Отечественная война 1812 года и вызванный ею национально-патриотический подъём обострили и усилили антикрепостнические настроения в народных массах и среди передовой части дворянского общества. Неслучайно Грибоедов, по-видимому, вскоре после окончания комедии, задумал народную трагедию "1812 год»
Слайд 8
(отрывки опубликованы в 1859 году), героем которой должен
был стать крепостной крестьянин - ополченец, избравший после окончания
войны смерть вместо рабства. Замысел "Горя от ума", содержание комедии связаны с идеями декабристов. Драматический конфликт комедии был выражением борьбы двух общественных лагерей: феодально-крепостнической реакции и передовой молодёжи, из среды которой вышли декабристы. В комедии дана также, говоря словами Пушкина, "...резкая картина нравов" барской Москвы. "Век минувший" Фамусовых враждебен культуре, просвещению, социальному и духовному прогрессу. (отрывки опубликованы в 1859 году), героем которой должен был стать крепостной крестьянин - ополченец, избравший после окончания войны смерть вместо рабства.